ОСНОВНЫЕ
МЕТОДЫ СЪЕМКИ:
Несинхронная съемка, т.е.
обычная съемка без звука. Главный
совет здесь: никогда не пытайтесь
использовать случайно записанный
камерной “пушкой” звук в
качестве синхрона. Этот микрофон
предназначен ТОЛЬКО для записи
интер-шума и только для него этот
звук и годится. Остальное – уже
операторское мастерство.
Синхронная съемка: сразу, до
съемки решайте, как вы будете его
снимать. В общем виде все синхроны
делятся на официальные
выступления и интервью, открытые
и скрытые.
1. Официальное выступление:
здесь все должно быть подчиненно
задаче акцентирования внимания
на выступающем. Т.е. никаких
лишних деталей, тем более личного
характера. Основные планы -
средний и американский средний.
Ракурс обычно берется
фронтальный «от пупа». Общий план
достаточно дать 2 - 4 раза, чтобы
зритель сориентировался в
пространстве, напр. в начале и в
конце, под титры (можно
использовать также в качестве
перебивки, только снимать тогда
нужно так, чтобы не было видно губ
говорящего). Т.е. здесь требуется
предельная строгость и даже
аскетизм кадра. Микрофон должен
быть или скрыт, или стоять на
столе, прикрытый чем-нибудь (напр.
настольным календарем и т.п.), но
не в коем случае не в руках у
выступающего.
2. Официальное интервью
напоминает выступление, но
предполагает большую открытость (не
в коем случае не акцентированную)
ситуации съемки, присутствие в
кадре журналиста, который однако
в этом случае так же не может быть
персоной, а выступает как «представитель
зрительской аудитории». Прямое
обращение к зрителям здесь
возможно только в начале и в конце
интервью. Никаких перебиваний и,
тем более, спора с выступающим
быть не может: вопрос, ответ с
четкой точкой в конце, следующий
вопрос. Микрофон может быть в
руках у журналиста, но лучше его
поставить на стол. Акцент здесь,
как и в случае официального
выступления, делается именно на
интервьюируемом.
3. Открытый синхрон, как
интервью, так и монолог, уже дают
гораздо больше свободы. Это и
возможность присутствия в кадре
журналиста, и его открытая работа
на камеру (вплоть до регулярного
прямого обращения к зрителям),
попадания в кадр съемочной и
другой аппаратуры. Здесь вы
можете творить все, что угодно: от
официоза, до полного абсурда – в
зависимости ит выбраной Вами
стилистики и жанра.
4. Скрытый синхрон, так же не
важно, в монологе или диалоге,
подразумевает создания у зрителя
ощущение подсмотренности,
непреднамеренности ситуации. Все,
что как то касается технической
стороны и самой ситуации съемки
должно быть предельно скрыто.
Никаких микрофонов, фонарей,
проводов, вопросов из-за камеры и
т.п. в кадре быть не может. Даже
взгляд героев в камеру может быть
только случайным. Т.е. у зрителя
должно создаться ощущение
скрытой камеры. Прятать же
микрофон можно где угодно:
начиная от скрытой по лацканом
пиджака петлички, до записи с
микрофонной “пушки”. Если нет ни
того, ни другого, соорудите муляж
книги (коробку формата большой
книги с наклеенной обложкой),
положите ее корешком к камере и
спрячьте туда микрофон (в торцах
делаются мелкие дырки, а
остальное пространство внутри
обклеивается поролоном). И таких
муляжей можно придумать сколько
угодно.
Съемка движущихся объектов.
Не забывайте, что и видеокамера
имеет выдержку - скорость
срабатывания электронного
затвора. Чем выше скорость
объекта, тем выше должна быть
скорость затвора. Хотя если очень
нужно подчеркнуть динамику
движения, можно наоборот
поставить минимальную скорость и
таким образом получить смазку
объекта, как бы шлейф за ним. И еще:
чем крупнее снят объект, чем
длиннофокусней оптика, тем больше
ощущение динамики движения (вспомните
столбы рядом с окном поезда и в
отдалении). Только опять-таки не
переборщите. Это же относится и к
съемке с движения.
Съемка с движения: главное -
убрать или хотя бы минимизировать
тряску. Такие кадры приходится
снимать в основном с рук - если у
вас нет спецоборудования,
компенсатором служит сам
оператор. Правило 1-е -
минимизировать площадь контакта,
чем меньше опор, тем лучше. Прежде
чем нажать кнопку, постарайтесь
подстроиться к ритму движения и
качке. Если она ритмизирована, как
в поезде, это не сложно. Но в
машине рытвины и ухабы не
предсказуемы. Поэтому, глядя в
видоискатель, попытайтесь
почувствовать, настроиться на
ощущения тела. При определенной
тренировке вы начнете
чувствовать начало толчка и
большинство из них сможете
компенсировать.
Скрытая камера: понятно, что в
этом случае не должно быть видно
ни камеры, ни оператора, ни
микрофона, ни проводов, ни света. В
профессиональной съемке для
этого используются прозрачные
только в одну сторону зеркала или
такие же затемненные стекла.
Достать их сложно, поэтому можно
поступать проще: кусок бархата
или черной ткани натянутой на
раму или выполненный по
драпировку. Место это должно быть
затемнено и защищено от прямого
света, чтобы не было блика от
объектива. В ткани прорезается
дырка точно под объектив. Края
могут быть прикрыты мебелью и т.п.
Хорошо еще перед этой ширмой
поставить какую-нибудь тумбочку и
вазу с цветами или еще что-то,
соответствующее интерьеру. В
крайнем случае можно наложить
кучу чемоданов, кинуть на них ту
же тряпку и извиниться перед
героем за беспорядок или спрятать
оператора под задрапированным
столом. Свет ставится так, чтобы
герой был освещен либо
естественным, либо отраженным
светом и только, естественно,
бытовых светильников. Микрофон
прячется на столе, провода под
ковры, дорожки и т.п. (опять же не
рассчитывайте на камерную “пушку”).
И еще вариант: иногда нет нужды
даже прятать камеру, достаточно
ее направить в другую сторону и
разыграть там какой-то диалог. И
использовать зеркало (лучше 2 - 3).
Тогда даже свет, поставленный
якобы на другую площадку, можно
зеркалами направить туда, куда
нужно. Если вы будете достаточно
точны и элегантны и сами не
продадите себя взглядами на
оператора, то скроете камеру
лучше, чем даже пряча ее. Только не
забывайте об этике: сразу после
монтажа, когда еще есть время что-то
изменить, обязательно покажите
этот эпизод герою и получите его
согласие на показ. В сомнительных
случаях (если не уверены в
порядочности человека) -
письменное. Может помочь
избавиться от судебного
разбирательства.
Двойная экспозиция: этот
метод относится уже к
комбинированным съемкам.
Допустим (не обязательно в сказке),
вам нужно показать двух героев -
великана и лилипута, в одном кадре.
Делается это так: один из героев
снимается в нужном пространстве с
нужной крупностью и запасом места
для расположения второго
персонажа. Второй снимается либо
на синем фоне и заводится в кадр
по маске (рир-проекция), либо на
очень черном фоне (бархат или
черный провал, например ночью на
улице), высвеченный очень сильным
точечным светом, и заводится в
кадр на микшере. Оба способы имеют
свои недостатки. Рир-проекция (хромокей)
дает ощущение аппликативности, во
втором есть опасность, что детали
фона будут просвечивать через
персонажа. И в любом случае вам
будет необходим монитор, на
котором будет видна готовая
картинка - без него точно
скорректировать движение и
положение второго персонажа
практически нереально.
Проще такие вещи делать на
компьютере: некоторые монтажные
программы имеют функцию
отслеживаемой маски. Здесь вы
отмечаете контуры снятого
объекта и электронная маска
отслеживает его перемещения. Хотя
и здесь все не так просто, это
практически ручная работа.
Домакетка и дорисовка декораций:
если у вас нет возможности
поехать в Индию или построить в
центре Канска дворец индийского
раджи, а снять персонажа на его
фоне зачем-то очень нужно, то
достаточно найти картинку этого
дворца или, лучше, местного
умельца, который сделает вам этот
дворец из картона или фанеры в
масштабе 1 : 100 (конечно, чем больше,
тем лучше). Дальше - та же рир-проекция.
А чтобы скрыть аппликативность и
дать героям возможность как-то
взаимодействовать с
пространством, элементы 1-го и 2-го
плана выполняются в натуральную
величину и устанавливаются в
павильоне. Иногда достаточно пары
напольных ваз с цветами или каких-нибудь
картонных колонн, которые при
проходах будут перекрывать героя.
Технологию виртуальной студии
здесь рассматривать нет смысла:
люди, имеющие технику такого
уровня обычно на обучение
персонала тоже не очень скупятся.
Съемка под фонограмму:
понятно, что сначала нужно иметь
саму фонограмму. Сейчас
большинство исполнителей имеют
возможность изготовить их
самостоятельно и более-менее
приличного качества. А вот дальше
уже ваша работа.
Основная проблема съемки под
фонограмму - это обеспечение
точной синхронности. Если вы
намереваетесь снять песню одним
куском и потом врезать в нее планы
города или любые другие
несинхронные - проблемы нет.
Берите “минусовку”, через
звуковой микшер, который может
раздобыть и сам исполнитель,
выстраивайте баланс между
вокалом и аккомпанементом,
заводите звук с пульта и картинку
с камеры на видеомагнитофон - и
пишите столько дублей, сколько
хочется.
Но если у вас есть подозрение, что
дубли придется монтировать или
захочется перейти склейкой со
среднего плана на крупный -
ситуация меняется принципиально.
И при малейшей ошибке головная
боль на монтаже от отчаянных
попыток попасть в синхрон вам
обеспечена.
Во-первых, в этом случае
пользуйтесь только “плюсовкой”.
Ни один даже самый крутой
профессионал идеально, до 1/25 доли
секунды, в фонограмму никогда не
попадет.
Во-вторых, не используйте для
воспроизведения фонограммы
никакими, даже самыми идеальными
аудиомагнитофонами - у них
слишком нестабильна скорость
воспроизведения. Эта девиация
скорости не воспринимается на
слух, но для серьезной
рассинхронизации ее вполне
достаточно.
Абсолютно точно выдержать
скорость воспроизведения может
только магнитофон с кварцевой
стабилизацией скорости ведущего
вала. Такая стабилизация используется
в аудиомагнитофонах “Nagra”, “Ритм-репортерах”,
некоторых моделях “Ритмов” и т.п.
профессиональной теле-,
кинотехнике. И абсолютно во всех,
даже бытовых, видеомагнитофонах.
Поэтому первое, что нужно сделать
при подготовке к съемке под
фонограмму, это переписать “плюсовку”
на видеомагнитофон. Причем
переписать только 1 раз. Если вы
захотите упростить себе жизнь и
переписать ее, чтобы не
отматываться при дублях,
несколько раз с обычного
кассетника, то получите то же
расхождение синхрона из-за
нестабильности скорости. Вот с
видеомагнитофона можете
переписывать уже сколько угодно.
За 1-2 секунды до фонограммы
желательно записать короткий
звуковой сигнал – «пик». Он
поможет потом подогнать синхрон.
Более того именно с этой кассеты (она
и будет теперь у вас мастер-фонограммой),
нужно сделать копию на другую
видеокассету, с которой вы будете
воспроизводить фонограмму на
съемке. Мастер-кассета, как более
высокого качества, должна
использоваться только на монтаже.
Далее возможны две технологии
съемки:
1-я - если на месте съемки у вас
есть нормальная розетка 220 в., вы
воспроизводите фонограмму с
любого видеомагнитофона на
усилитель и снимаете столько
дублей, сколько требуется.
2-я - если вам приходится снимать в
открытом поле или на городской
улице, где негде установить и
подключить видеомагнитофон (аккумуляторные
В/М есть не на всех студиях), вы
переписываете фонограмму на
видеокассету столько раз, сколько
дублей нужно будет снять,
вставляете эту кассету ее в
камеру, аудио выход камеры
подключаете к любому усилителю с
портативным питанием, и снимаете
дубли в режиме “вставки по видео”
(“Insert”).
Качество воспроизведения
фонограммы на съемке значения не
имеет - этот звук вы будете
использовать только для
ориентировки на монтаже. Важно
только обеспечить разборчивость
и внятность звука для
исполнителей, чтобы они сами
могли попасть в свою фонограмму.
На монтаже вы берете мастер
кассету и входя в СНХ с
фонограммой (лучше всего это
делать по акцентам и сильным
долям, например ударника)
накладываете картинку, так же в
режиме “вставки по видео” на
фонограмму. Если не ошиблись в
технологии подготовки, попали
точно в такт и исполнитель вам не
открыл рот поперек своей же
фонограммы - синхронность вам
обеспечена.
Лучше всего монтировать в такой
последовательности (не
обязательно, но удобней):
синхронизируется и накладывается
на фонограмму крупный план
вокалиста. Потом в него, в
соответствии с монтажным планом
делаются врезки средних и общих
планов, а затем делаются врезки
инструменталистов.
Причем
с последними можно использовать т.н.
“ложный синхрон”, т.е. кадры
которые не точно соответствуют
исполняемому месту, но похожи на
него по общему абрису движения и
попадают в ритм.
Этот
прием особенно выручает, когда
нет возможности снять
музыкальный номер под фонограмму.
Тогда вы снимаете на самой песне
только вокалиста, а
инструменталистов доснимаете на
других номерах. И подкладываете в
ложном СНХ.
Если даже в ложном СНХ трудно
попасть в ритм (особенно часто это
случается с барабанами), здесь
может спасти ситуацию
стробирование кадров и различные
размывки, засветки и т.п. приемы,
смазывающие точное восприятие
синхрона (только не используйте
их на вокалисте).
Вот
основные проблемы, с которыми
сталкиваются на съемке
начинающие, и способы их решения,.
Возможно я что-то упустил как
несущественное или понятное default
– пишите, постараюсь ответить.
А если Вы профессионал и у Вас
есть что добавить к этому
краткому пособию для начинающих,
буду рад возможности расширить
этот раздел и Вашими советами.
Успешной работы, коллеги!
|