Любой успешный фильм есть, прежде всего, система эмоционального контакта
фильма и зрителей. Для того чтобы захватить внимание зрителя как можно более
полно, необходимо строить контакт с ним на пяти элементах:
Понятное дело, что зритель никогда с самого начала не начинает
идентифицировать себя с героем. Если вообще идентифицирует. Однако это именно
то, к чему необходимо стремиться авторам фильма. Потому что именно
идентификация с героем при правильном построении и развитии истории приводит к
катарсису – тому, ради чего мы все приникаем к экранам. Согласитесь, достаточно
сложно почувствовать себя роботом, закинутым в наши дни из далекого будущего и
пытающимся спасти мир от вселенской катастрофы. Однако когда этот робот
начинает проповедовать вполне человеческие принципы существования, а его
взгляды на жизнь и смерть, правду и неправду (ложь) начинают совпадать с
нашими, не так уж важно из какого материала он сделан. И мы начинаем мысленно
помогать ему пройти свой путь.
То же самое происходит и в театрах на детских утренниках, когда на пьесе
«Красная шапочка» дети хором начинают кричать: «Осторожно! Волк сидит в
кустах!»
Итак, мы можем сказать, что зрители обладают тремя уровнями энергии.
Это:
-любопытство (когда зрителю становится интересно, что же происходит на экране);
-сопереживание (когда зритель мысленно старается помогать герою в его поступках
и решениях);
-саспенс (когда зритель полностью идентифицирует себя с героем, переживает его
провалы и удачи как свои собственные).
Для того чтобы завоевать внимание зрителя и заставить его смотреть на экран,
в структуре фильма необходимы следующие составляющие.
1. Экспозиция – это введение в историю. Любая история должна
начинаться с одного простого действия (One single action). Фильм «Поворот»
режиссера Оливера Стоуна начинается с того, что у главного героя ломается
машина, и на развилке дороги он должен выбрать в каком направлении ему ехать.
Именно это одно простое действие, а именно – выбор направления дороги, и ведет
в дальнейшем ко всему, что происходит в истории.
Однако одного простого действия явно недостаточно для того, чтобы завязалась
история, интересная зрителю. В жизни героя должно произойти побуждающее
происшествие. Оно переворачивает жизнь героя и приводит к обязательной сцене. В
фильме «Король-рыбак» режиссера Терри Гилльяма герой, радиодиджей, узнает, что
его болтовня в эфире послужила поводом для расстрела посетителей кафе. Жизнь
сталкивает его с человеком, чья жена погибла во время перестрелки, и теперь его
задача – помочь этому человеку. Однако сделать это оказывается практически
невозможно.
Герой втянут в драматическую ситуацию, из которой, на первый взгляд, нет
выхода. Однако теперь, с помощью побуждающего происшествия, перед героем
возникает цель, которую он должен достичь. Экспозиция должна сразу поворачивать
историю.
2. Прогрессия усложнений – ведет к тому, чтобы ситуация вокруг героя
усложнялась. Чем труднее положение, в которое он попадает, тем интереснее
зрителю то, как герой из нее выпутается.
Существует 3 пути развития усложнений:
- углубление драматизма ситуации – рост усложнений;
- расширение конфликта – вовлечение дополнительных персонажей;
- углубление и расширение конфликта одновременно – развитие отношений
«тема-контртема».
Очень важно, чтобы герой постоянно находился перед выбором – как поступить.
Это придает зрителю неуверенность в происходящем и тем самым еще больше
вовлекает его в эмоциональную сторону ситуации. А характеру героя это придает
дополнительную глубину. Неуверенность создает наибольшее напряжение, когда
сомнения развиваются быстро, а победа проясняется медленно.
Победа героя – это высшая точка драмы. Но она разрушает все напряжение,
поэтому должна находиться в конце истории.
3. Обязательная сцена – это решающая схватка героя и антагониста,
самое эмоциональное событие фильма. В обязательной сцене контраст надежды и
отчаяния достигает максимума.
Трудность обязательной сцены состоит в том, что она должна быть непредсказуемой.
Например, как в фильме «Схватка» режиссера Майкла Манна с Аль Пачино и Робертом
Де Ниро. Оба персонажа симпатичны зрителю, несмотря на то, что один из них
полицейский, а другой – преступник. И мы, закусив губу, ждем, кто же из них
победит, потому что оба сильны, но один из них должен умереть. Побеждает добро.
Но в самом конце полицейский жмет руку преступнику и разговаривает с ним как с
другом. Это усиливает эмоциональный фон. Зрительницы рыдают.
В большинстве своем подобная непредсказуемость и создает неповторимость
фильма. Однако есть жанры, в которых обязательная сцена абсолютно предсказуема.
Это классические боевики вроде «Терминатора», когда герой должен обязательно
победить. В таких фильмах ставится совершенно другая задача – показать процесс этой
самой победы – то, чего зрители больше всего ждут от фильма. Понятно, что в
этом случае герой и антагонист будут периодически меняться местами – в процессе
драки побеждать будет то один, то другой. Но добро побеждает, и делает это
красиво.
В обязательной сцене должно сочетаться следующее:
-максимальный саспенс;
-самый высокий барьер перед героем;
-четко обозначенная «точка без возврата»;
-максимальные драматические перипетии.
4. Кризис – статичный момент, когда после серьезных испытаний, герой
должен принять решение. Кризис может и должен развиваться в различных сценах и
местах истории, но самый важный наступает перед кульминацией. Это то место, где
пересекается точка без возврата. Кризис должен быть визуализирован, т.е.
происходить у нас на глазах.
5. Кульминация – это эмоциональные действия, реализация темы
посредством события. Если брать примером «Ромео и Джульетту», то тема в ней:
любовь побеждающая смерть. В кульминации меняется весь баланс сил в жизни и
душе героя. Устанавливается новый баланс. А если герой гибнет, кульминация
определяет цену его гибели.
В кульминации необходимо развязать все подсюжеты. История должна быть
рассказана до конца.
Теперь, разобрав структуру истории, мы можем перейти к ее составляющим. Это:
1) драматическая ситуация. В основе каждой истории лежит
драматическая ситуация. Что это такое? Драматическая ситуация – это когда
обстоятельства оказываются сильнее действующего персонажа. Любая история
начинается с драматической ситуации. Персонаж драмы появляется со своей
проблемой, которую он старается решить в ходе фильма. Чем раньше определяется
проблема, тем интереснее следить за персонажем и его действиями.
В драматической ситуации персонаж действует по следующей схеме:предпринимает действие». В® ищет
выход ®«сталкивается
с проблемойрезультате предпринятого
действия перед зрителем начинает раскрываться характер персонажа.
Основное олицетворение проблемы героя и главное же противодействие ему
осуществляет антагонист. Именно с помощью антагониста мы и получаем наиболее
подробное понимание нашего героя, его мотивов, поведения и целей. Чем выше
становится уровень опасности, тем сильнее проявляется необходимость
действовать, тем устойчивее становится мотив;
2) альтернативный фактор – ставит перед нами вопрос: что будет с
героем, если он не справится с драматической ситуацией?
Есть семь основных альтернативных факторов:
- удар по самоуважению;
- профессиональный провал ;
- физический вред:
• угроза смерти;
• угроза жизни семьи (близких людей);
• угроза жизни популяции;
• угроза человечеству.
Возможен и совмещенный вариант – когда в истории героя присутствует сразу
несколько альтернативных факторов, но в этой ситуации главным мотивом действия
героя станет наиболее сильный из них. То есть «угроза смерти» перекроет мотив
«удара по самоуважению», а «угроза человечеству» полностью нивелирует «угрозу
физического вреда».
Каждый из этих факторов в той или иной степени ставит героя в
затруднительное положение, из которого он должен выбраться. То, как он это
сделает, и становится частью драматической ситуации. Здесь следует оговориться,
что герои, которые не собираются справляться со своими проблемами, нас в
принципе не интересуют, так как главное в любой истории – это действие и
раскрытие характера посредством действия;
3) драматическая перипетия. Для того чтобы зритель почувствовал
эмоциональное напряжение и стал, прежде всего, сопереживать герою, необходима
эмоциональная встряска. В драме она достигается за счет того, что наш герой на
протяжении всей истории попадает в сложные жизненные перипетии. Движение от
счастья к несчастью и, наоборот, от отчаяния к надежде. Все эти перипетии
происходят неожиданно, «вдруг» является ее важной составной частью.
Благодаря движению героя от счастья к несчастью и наоборот, в драматической
перипетии происходит рост эмоций. Таким образом контролируется эмоциональное
наполнение конфликта. Главной задачей драматической перипетии является движение
к катарсису;
4) конфликт. Конфликт – это ключевое слово драмы. Слова врут. В этом
и заключается их основная задача. Истинное положение вещей можно понять только
через действия. Один из главных интересов конфликта в противопоставлении слов и
действий. Главные действующие силы конфликта – добро и зло, они сталкиваются,
борются, и одна из них побеждает.
Главная задача конфликта – развитие драматической ситуации. Зло в конфликте
должно иметь вид конкретного человека. Это антагонист. В центре конфликта
находится что-то конкретное (ситуация, человек или предмет), что затрагивает глубинные
интересы персонажей.
Задача драмы – развитие конфликта и приведение его к катастрофе.
Любой конфликт – это, прежде всего, столкновение интересов и демонстрация
того, как герой будет преодолевать трудности, возникающие на его пути при
продвижении к цели. Конфликты состоят из брешей и барьеров.
Барьеры в конфликте – это то, что может преодолеть человек как внутри
себя, так и снаружи. Правило барьеров: разделяй влюбленных, сталкивай врагов. В
процессе преодоления барьеров мы понимаем, какую цену готов заплатить герой за
достижение поставленной цели, насколько рискованно ее достижение и насколько
силен его характер. Смысл барьеров, возникающих в конфликте, заключается также
и в их росте. Как только преодолен первый, тут же возникает второй, более высокий,
за ним третий, еще выше, и так далее.
Бреши – это ямы, которые роют враги. Бреши способствуют непрерывному
развитию антагониста, создают необходимость немедленного и беспрерывного
действия героя.
Трехактная структура драмы
Одним из главных условий правильного построения истории является ее
трехступенчатая структура. Она существует ровно столько же времени, сколько и
само понятие драмы. Благодаря подобной структуре нам удается поступательно
раскрыть характер героя, а также наиболее точно передать развитие конфликта и
углубление драматической ситуации. Трехступенчатая структура драмы состоит из
следующего:
1 акт – намечается конфликт, рисуются персонажи. В конце – резкий
поворотный пункт; 2 акт – растет конфликт, растет активность персонажа. Второй поворотный
пункт. Он кажется непреодолимым; 3 акт – герою грозит катастрофа. Кульминация. Герой находит выход или
гибнет.
Событие как важное понятие драмы
Любая драматическая перипетия состоит из цепочки событий. Двигаясь от
события к событию, углубляя конфликт внутри истории, мы тем самым можем
создавать максимальное драматическое напряжение.
Что такое событие? Событие – это часть истории, в которой происходит
ощутимое изменение жизненной ситуации. Благодаря событию мы получаем некую
информативную ценность, важную для развития истории. В каждом событии
содержится лишь один конфликт.
Все истории мы рассказываем от события к событию. Именно на этом построен и
знаменитый метод Станиславского, который развивается пособытие».® действие ®
событие ®схеме:
« действие
Действия персонажей подготавливают событие, порождают конфликт. Их интересы
приходят в столкновение, и благодаря этому, и происходит некое событие, которое
изменяет историю, придает ей другое направление действия. Посредством события
характер в конфликте получает (или не получает) то, чего хочет. Это дает ему
дальнейший стимул к действию.
…Собственно, это все и есть основные составляющие драматическую структуру
любой истории. Пользуясь ими, вполне возможно написать если и не слишком
оригинальный, то, по крайней мере, грамотный сценарий, на основе которого вы
сами или ваш режиссер и будет строить свой фильм.
Внутренняя структура и есть то самое важное и необходимое, что поможет
организовать личные мысли и впечатления автора и «насадить» их на жесткий
стержень истории. Это и есть осевая информация.
Помимо этого, история состоит еще и из информации предлагаемых
обстоятельств, того, что режиссер привносит в нее из впечатлений личной жизни.
Но об этом мы поговорим уже в другой раз.