Воскресенье, 24.11.2024, 07:52

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Categories
Володина Дарья [0]
Голустьянц Михаил [62]
Джаши Марина [0]
Ериго Алеся [0]
Жмиевская Ольга [0]
Зернов Илья [1]
Иванов Павел [0]
Отвагин Сергей [1]
Половинкина Ольга [0]
Сокеркина Людмила [0]
Ткаченко Андрей [0]
Трифонова Евгения [1]
Хизбуллина Шаура [0]
Чернышев Алексей [1]
Чкадуа Михаил [0]
Щедрова Анастасия [0]
Рецензии на Фильмы [0]
Блоги гостей [2]
Новые записи
Эпатаж как один из инструментов PR 
Что же общего между китчем и эпатажем? 
Реклама и ее применение - 1 часть. 
Реклама и ее применение - 2 часть. 
Особенности PR в шоу-бизнесе 
Скандалы, как способ PR в Шоу-Бизнесе 
Черный PR 
Методы атаки в Черном PR 
Благотворительность, как способ PR-компании 
Персональный-PR Политического деятеля 
Актерские курсы. Практика в Голливуде 
Курсы Телеведущих. 
Высшая школа кино, телевидения и рекламы КИНО-ШАНС 
Наталья Буткевич - новая русская звезда Голливуда. 
КИНО-ШАНС 
На автомобиле в Крым (1я часть) 
На автомобиле в Крым (2я часть) 
Новинка 2009г. Видеокамера JVC GY-HM100 
Откажись от наркотиков 
Паспорт в Голливуд (учеба в США) 
"Отличница ведь" 
Отрывок "Эх студенческие годы..." 1 часть 
Отрывок "Эх студенческие годы..." 2 часть 
Устала? Отдохни! 
На островах молодости 
Синопсис "Насмешки Дьявола" 
Драматургия кино 
"Коянискацци" (режиссерское эссе) 
Как сделать плохой короткометражный фильм 
Мужчина на отдыхе 
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 654
Статистика     




Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
 Блоги пользователей
Главная » 2010 » Февраль » 21 » Что же общего между китчем и эпатажем?
Что же общего между китчем и эпатажем?
20:38
Что же общего между китчем и эпатажем? Почему их можно и нужно сравнивать? Где зоны их пересечения, и где их нужно жестко разграничивать?

Надеюсь, что приведенная ниже таблица позволяет понять принципиальное значение эпатажа по сравнению с китчем, равно как и возможности того и другого инструмента.

Общее
И китч, и эпатаж действуют в режиме настоящего времени, почти интерактив: «здесь и сейчас» произвести внешний эффект, ошарашить и поразить. Они не ищут прошлого — даже бегут от него. Настоящее для них — самый верный ориентир.
И китч, и эпатаж достаточно настойчивы и навязчивы в своих предложениях обществу. Их всегда так много, что чтобы не принять их или не обратить внимания, нужно быть либо слепым, либо очень сильно стараться.
И эпатаж, и китч меняют представление об отживающих элементах общественных устоев (различаются только механизмы). Они заставляют увидеть в догмах нечто такое, что вызовет отвращение у аудитории, заставит увидеть привычный процесс с неожиданной стороны.
И эпатаж, и китч являются социальным механизмом развития, толкая публику к изменению мышления, развитию отношений.

Различия

Китч

Эпатаж

1. Имеет «массовую ориентацию», это популярное псевдо-искусство, его можно увидеть и на заборе, и в выставочном зале.

1. Четко ориентирован на целевую аудиторию, важно место, время, окружение, доступен только один раз, невозможно тиражировать.

2. Содержит только ответы, заранее подготовленные клише, не вызывает духовных исканий, но стремится к созданию незамутненного, самоуверенного спокойствия.

2. Нарушает стандарты и стереотипы, переворачивает сознание, заставляет сомневаться в объективности общепринятых норм, искать другие варианты.

3. Подражая высоким художественным образцам, намеренно низводит их к банальности и пошлости.

3. Сам является искусством и образцом, имеет высокие долгосрочные цели в отношении предмета эпатажа, основа действий — стиль.

4. Флаг китча — мода и попса.

4. Библия эпатажа — чувство меры, недоступность для других.

 

Исходя из этой таблицы, можно сказать, что китч является инструментом эпатажа скорее, чем его конкурентом, либо спутником в хорошем смысле этого слова. С другой стороны, эпатаж в случае с китчем может быть воспринят как следствие китча, некий шлейф воздействия, впечатления. То есть само ощущение, остающееся после взаимодействия с культурой китча и является эпатажем. Но, опять-таки, стремление эпатировать публику приводит к использованию каких-либо инструментов, в частности, китча, хотя сами по себе они являются самодостаточными.

2. Отчаянная «Провокация»

«Провокация» переводится с английского как вызов, возбуждение, раздражение. И действительно, если рассматривать ее природу, провокация нацелена не на само действо, а на его последствия. Главными вопросами являются: А что дальше? А во что это выльется? Как вы это переварите? Провокация это даже не акт, а целая акция, имеющая завязку и продолжение. Она также мотивирует свое окружение сделать что-нибудь, как-нибудь отреагировать на происходящее.

Общее
И провокация, и эпатаж локальны, действуют в рамках определенной аудитории. По времени непродолжительны, имеют ограничение в воздействии на публику. Очень дороги по затратам на эффект. Демонстративность акций и в провокации, и в эпатаже. Раличия показаны в таблице2.

Различия

Провокация

Эпатаж

1. Действо, нацеленное на обратную связь, отдачу и реакцию со стороны зрителя, вызов должен достичь сердца и ума реципиента и вернуться к провокатору в той или иной форме.

1. Способ самоидентификации. Главное для источника эпатажа — самому воспринять себя другим и продемонстрировать это целевой аудитории. Обратная связь не так важна.

2. Высокая доля агрессии и даже жестокости по отношению к аудитории и способам ее покорения.

2. Достаточно демократичный инструмент, предлагающий другим принять или не принять источник эпатажа, в любом случае, не заметить его невозможно. Имеет четкую внутреннюю ориентацию

3. Беспринципность, бесцеремонность и откровенное попрание норм морали.

3. Играет на «табуированных» темах (секс, смерть…), но не оскверняет их, не опошляет, а пытается изменить к ним отношение.

4. Отчаянное уверение аудитории в правдивости происходящего.

4. Игровая направленность.

 

Эпатаж, если можно так сказать, «чище» провокации. Он не стремится всех обратить на свою сторону, а предлагает пересмотреть свое мировоззрение. Провокация же, напротив, давит на индивидуума, предлагая ему незамедлительно принять какое-либо решение. Именно это чувство спонтанности, которое влечет за собой необдуманность принимаемых реципиентами решений и портит всю картину.

3. Мадам «Сенсация»

Понятие сенсации гораздо шире эпатажа, поэтому, наверное, их иногда путают. Сенсация представляет собой новость, некую новую информацию, которой раньше никогда не было. Обязательное условие сенсации — воздействовать на чувственную сторону восприятия: подача материала осуществляется с апелляцией к настроениям, мыслям, слухам в обществе (в этом она близка к скандалу) скорее, чем к напряженной мысленной работе, переосмыслению существующих порядков (к которой склонен эпатаж). Если можно так сказать, сенсация поверхностна, нацелена исключительно на публику.

К тому же, если говорить о новизне, то сенсация, ее формы и источники всегда ожидаемы, знакомы публике — меняется, естественно, источник, содержание и масштаб. Говоря об эпатаже, нельзя допускать и мысли, что это где-то уже было: эпатаж — ультра новое, неизвестное доселе: явление, действие, отношение, манера одеваться, относиться к людям и остальному миру.

Сенсация располагает односторонней связью, так как стремится исключительно к воздействию на публику и для публики. Эта одностороння связь в цепи источник-аудитория-источник и обозначается как аудитория-источник (главное звено). Эпатаж же раскрывается именно в источнике (первое и последнее звено), поскольку важнее всего внутренне состояние эпатажиста, его мироощущение и удовлетворение, если аудитория восприняла его идеи.

По сути, сенсация по-новому ставит проблему. Эпатаж же ставит новую проблему. Однако, схожесть сенсации и эпатажа очевидна:

  • Стремление шокировать публику, удивить, выбить из привычной колеи;
  • Привлечь внимание к источнику акции и его идеям;
  • Игра на «табуированных» темах (секс, смерть, меньшинства);
  • Неожиданность, необычность подхода в конкретной ситуации;
  • Демонстративность.

4. Просто скандал

Наверное, это самое популярное средство для поддержания к себе интереса среди «звезд»: Николь Кидман разводится с Томом Крузом, Пенелопа Крус не осталась на вечеринку дома Cristian Dior, Наталья Водянова (популярная сейчас топ-модель) вышла замуж за английского лорда и так далее. От скандала всегда попахивает «желтизной», навязанностью, его раздувают, преувеличивая. Он старательно маскируется под эпатаж (эффект неожиданности, недоступность для других, дороговизна, потрясающая демонстративность, выдающееся событие), но опять-таки имеет существенные отличия от эпатажа: несопоставимость (его всегда «чересчур»), отсутствует особая роль источника и для него характерна многоразовость (один и тот же повод можно использовать несколько раз: разводы-свадьбы).

Кулик — животное будущего...

Эпатаж, как инструмент связей с общественностью, чрезвычайно важен и востребован в области культуры и искусства. Так как, по сути, эпатаж также является способом управления, который нацелен на установление контакта между субъектом эпатажа и общественностью и исполняет роль «системы раннего оповещения» о назревающих тенденциях и переменах в общественном сознании, эпатаж использует открытые формы деятельности и информирования целевой аудитории.

Это следует из выявленных мной основных функций эпатажа как инструмента PR, подтвержденных при исследовании деятельности одной из самых эпатажных персон в современном мире — скульптора, художника и фотографа Олега Кулика.

1.Информативная функция. Информация, которую несет тот или иной эпатажный элемент, оповещает публику о следующих вещах:

  • мир застоялся и требует обновления в одной из сфер;
  • субъект эпатажа располагает информацией о способе разрешения сложившейся ситуации;
  • субъект эпатажа показывает, как это можно делать;
  • субъект меняется внутренне и не требует, а предлагает окружению обратить внимание на проблему.

Для усиления этой функции в эпатаже используются: привязка информации к определенному событию, сочетание с общественно важной проблемой, присутствие и привлечение влиятельных людей, интрига.

Например, в своих перформансах в разные периоды жизни Олег Кулик хотел проинформировать людей о назревших проблемах: в начале об упадке культуры, когда не действуют общепринятые системы ценностей; затем об отношении и любви к братьям нашим меньшим и, наконец, об отношениях между самими людьми, которые, по мнению Олега, недалеко ушли от животных.

2. Аналитическая функция. Она заключается в гигантской предварительной мозговой работе эпатирующего элемента по переосмыслению и новому видению проблемы. Господствующие догмы здесь не действуют и сразу отбрасываются — требуется концептуально новый подход, отличительный, знаковый, узнаваемый. Олег прокомментировал это следующим образом: «Первоначально мне важно реализовать образ, метафору. И это тоже определенная жертва, мучение... Христос проводил свою идею, потребовавшую определенной жертвы, он не воспринимал свое распятие как пиар...» Эпатирующий элемент аналитически рассматривает важность идеи и сопоставляет ее с теми жертвами, на которые он готов пойти. Это серьезная внутренняя работа, которая заставляет отказаться иногда от традиционной карьеры, признания старых друзей.

Кроме того, аналитическая функция просматривается и в воздействии на публику. На последней стадии эпатажа зритель проглатывает шок и начинает думать о сути увиденного или испытанного явления: анализ собственных установок и перерождение их в новые формы — свидетельство эффективности эпатажа. Именно это свойство эпатажа позволило Биче Куригер, издателю журнала «Паркет» (самого шикарного журнала по современному искусству в Европе), пожать Кулику руку и сказать: «Я счастлива, что знакома с Вами» только через продолжительное время после того, как тот абсолютно голым охранял вход в музей Кунстхауз в Цюрихе, изображая цепного пса, охраняющего искусство!

3. Мобилизующая функция. Поскольку эпатаж — дорогое явление, оно требует мобилизации многих ресурсов: человеческих, договориться с организаторами о возможности эпатажа, найти единомышленников (у Олега это жена и Марат Гельман), подобрать помощников и сопровождающих (г-н Бренер начинал вместе с Куликом, но позже они расстались); финансовых (после того, как Олег в образе собаки покусал публику, Гельман сидел в галерее и выплачивал компенсацию «пострадавшим»: Марине Бессоновой 120 долларов за куртку, 200 долларов за помятый капот и 120 долларов за разбитую деталь чьей-то машины... А хранение известной композиции «Плодородие», изображающей спаривающихся быка и корову, стоит 30 долларов в месяц!); информационных (большое внимание уделяется работе с прессой, так как на перформанс придут все, а вот концептуально осмыслить это и описать то, ради чего все это затевалось, дано не каждому); материальных (используемые материалы также должны быть новы и демонстративны (однажды Олег обклеил себя кусочками зеркал с головы до ног и несколько часов вращался под потолком дискотеки вместо зеркального шара).

4. Функция раскрепощения. Готовность к эпатажу подвигает человека искать подтверждение правильности или хотя бы оправданности своих действий. И оно всегда находится. Человеку необходима поддержка, чтобы он не чувствовал себя одиноким в эпатажном порыве. Иногда достаточно просто знать о том или ином факте, чтобы сделать его «последней каплей» для претворения своих действий в жизнь. Например, когда Олегу Кулику начали высказывать претензии по поводу его жены-собаки, он смело ответил: «Если гомосексуалист может занимать пост мэра Парижа, почему художник не может быть женат на собаке? Выглядит все очень демократично». Эпатаж предлагает открыться полностью, воспринимать только настоящий момент акции, быть полностью доступным в объяснении своих возражений в отношении постулатов и догм. Раскрепощение предполагает найти точку опоры, которая позволит непринужденно и совершенно свободно осуществлять эпатажные поступки. После проведения акции эпатажа наступает второй виток раскрепощения, потому что назад дороги уже нет: вы заявили о себе как об эпатажном субъекте, и дальнейший «возврат» будет воспринят как позор и отказ от своей позиции. Будьте внимательны! Эпатаж потребует от вас раскрепоститься на всю жизнь! Он втягивает и поглощает, отступить от него впоследствии невозможно!

5. Функция актуализации. Под этой функцией понимается процесс «раскручивания» темы, популяризация проблемы, доказательство того, что вопрос действительно назрел и сейчас же требует решения. Эпатажист «делает» проблему актуальной, насущной, горячей, острой, обсуждаемой. Так поступил Кулик во время акции «Пятачок раздает подарки» в 1995 году во время анималистического фестиваля, когда в СССР вовсю обсуждался вопрос об отмене смертной казни (и все депутаты проголосовали против). Цель акции состояла в том, чтобы показать негуманность убийства животных, употребляемых в пищу. Помещение было разделено перегородкой на два сектора: в одном сидели зрители, в другом мясник убивал поросенка, которого потом приготовили и предложили гостям съесть. Во время убийства все могли слышать ужасные крики свиньи, а по монитору смотреть, что там происходит за ширмой. Кулик был убежден, что если вы едите животных, то должны видеть, как это происходит — через убийство. Вы убиваете трепетные создания тем, что заказываете в ресторане свинину, а на акции произошло «срывание всех и всяческих масок». Кулик сделал актуальной проблему: цинизм в том, что люди не хотят этого видеть, или в том, что мясник убивает свинью? Ведь она была куплена на рынке и все равно была бы заколота! Причем, актуальность проблемы усиливалась тем, что Олег взял именно свинью — животное, больше всего похожее на человека.

Функциональный аспект эпатажа состоит в раскрытии перед аудиторией очень острых проблем, попытки обратить на них внимания публики, выделить секторы, нуждающиеся в коренных переменах.

Как же на практике использовался эпатаж? Как подбирались его составляющие, сделавшие Олега знаковой фигурой современности международного масштаба? Именно общаясь с Олегом и проникая в его маленькие секреты, мне удалось не только понять, что эпатаж можно запланировать, тщательно подготовить, но и разбить его на несколько этапов. Итак, разрешите мне представить состав эпатажа.

Этап 1 — формулирование проблемы и представление ее социально значимой
На данном этапе субъект четко выделяет область, существование в которой его не устраивает. Для Олега это искусство, отношение к художнику и просто к современному человеку.

Этап 2 — обращение к образу
Самое важное на этом этапе — выбрать имидж, внешний вид и стиль поведения, которые смогут длительный срок обуславливать основу эпатажных поступков.

Кулик избрал (и объяснил почему) образ собаки, которая будет защищать искусство; в дальнейшем он использовал этот образ и в имитации «символа объединенной Европы» (когда вокруг него лаяли раздразненные собаки (объединенные европейские страны), а он символизировал врага, без которого никогда не было бы этого союза).

Этап 3 — перевоплощение
Самый важный этап: на нем определяется концепция выступлений, главные идеи формулируются и детализируются, готовится костюм, происходит моральная подготовка к действию: внутренне преодоление, внутренне осознание и приятие, одобрение, начало действий — решительный шаг.

Этап 4 — перформанс
Представляет собой непосредственно акцию эпатажа, действо, законченное представление. Здесь нет четкого сценария — есть лишь заготовленные идеи, воплощение же их в жизнь — спонтанно, через экспромт. Здесь важно не отступить и «накручивать» ситуацию, получая удовлетворение.

Этап 5 — реакция аудитории
НЕ «Вот до чего его жизнь довела», а удивление, внимание, отвращение, переосмысление, обсуждение.
Аудитория должна быть очень представительной: люди, принимающие решения или способные влиять через СМИ. Любая сильная реакция заставит людей говорить о субъекте эпатажа и запомнить его имя — а это уже большая часть дела.

Этап 6 — формирование бэкграунда
Происходит оценка и переосмысление проблемы и своего поведения. Решается вопрос, продолжать эту линию или найти другой способ. В багаж кладутся наработки и ощущения, отношение к себе после акции и к проблеме.

Этап 7 — изменение сознания аудитории
На этой стадии происходит сдвиг общественного сознания, хотя он не является целью. Главная задача — привлечь внимание людей на то, что существует другая точка зрения, а не обратить их в свою веру. Если это все-таки произошло, и аудитория переняла мысли, начала действовать в соответствии с эпатажным замыслом, это значит, что она всего лишь созрела для того, чтобы самостоятельно менять положение и информационные потоки, решая эту проблему. Таким образом, эпатаж «переналаживает» связи с общественностью, формирует новые потоки сознания и устанавливает новые контакты между субъектами общественной жизни.

Заключение. Выводы...

Связи с общественностью налаживают контакты с целевой аудиторией, позволяя двум и более субъектам беспрепятственно общаться и договариваться между собой. Эпатаж, как инструмент PR, добивается привлечения внимания к тому или иному источнику информации и налаживает поток информации, радикально отличающийся от всех остальных потоков. С помощью демонстративности, одноразовости, необычности и ломки стандартов происходит фиксация иного рода связей, отличных от тех, которые существовали до сих пор между субъектом и его публикой. Поэтому мы определяем эпатаж как запланированное, экстраординарное, самодостаточное нарушение общепринятых норм за рамками традиционного восприятия, имеющее своей целью привлечение внимания к продукту или услуге и развитие восприятия продукта или услуги с точки зрения новаторства и уверенного превосходства над конкурирующими продуктами и услугами.
Плюс ко всему он обладает такими качествами, как контрастность с окружающей средой, дороговизна и шик, недоступность для других, опережение или соответствие времени, неожиданность и чувство меры, наличие игрового момента, особую роль здесь играет эпатирующий элемент.
Среди таких аттрактивных методов, как китч, провокация, сенсация или скандал, эпатаж выгодно выделяется формированием позитивных потоков информации, не навязывая свою программу, а предлагая ее, как талантливый пиарщик предлагает журналистам и другим членам целевой аудитории воспользоваться предоставленной информацией.
Именно этот подход к эпатажу позволил художнику, фотографу и скульптору Олегу Кулику воспользоваться возрастающей популярностью. Вы также можете рискнуть и попробовать такой сладкий плод, как эпатаж, в своей повседневной деятельности, преобразуя ее в соответствии с ВАШИМИ идеями и ходом мыслей! Помните?
1. Формулирование проблемы и представление ее социально значимой.
2. Обращение к образу.
3. Перевоплощение (внутреннее преодоление; внутреннее осознание, приятие и одобрение; решительный шаг).
4. Перформанс (неотступление; «усугубление» ситуации; наслаждение и самостоятельная оценка образа).
5. Реакция аудитории.
6. Формирование бэкграунда.
7. Изменение сознания аудитории.
Использование эпатажа дает два плюса: непременную активизацию поклонников и расширение круга последователей, а также, в зависимости от масштабов перформанса, хороший coverage в СМИ! Если вас устраивает такой подход, вперед!
Единственное, что может вас заставить «одуматься» — невозможность спрогнозировать и оценить примерный эффект эпатажного поведения. Вы можете заложить только знак этого эффекта (плюс или минус).
Итак, если вы уверены, что качество вашего товара или услуги на самом высоком уровне, привлекайте к нему внимание с помощью эпатажа, но будьте готовы при этом выдержать post-эпатажный синдром: общественное мнение заставит вас почувствовать себя словно под микроскопом. Только внутренне раскрепощенные менеджеры и управленцы, а также люди других профессий, способные рисковать и обладающие безупречным вкусом и чувством меры, имеют достаточно оснований, чтобы обратиться к эпатажу. Этот инструмент незамедлительно «поставит в кадр» ваши идеи и интересы и создаст имидж новаторства и уникальности предлагаемых вами услуг.

Категория: Голустьянц Михаил | Просмотров: 2883 | Добавил: MIHAS | Теги: Голустьянц Михаил, эпатаж, пиар, китч, реклама, Кино-ШАНС, маркетинг |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Февраль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
Объявления
КУПЛЮ
ПРОДАЮ
КАСТИНГИ
УСЛУГИ
РАБОТА
ПРИГЛАШЕНИЯ НА СЪЕМКИ
Полезные статьи
Видео
Как снимают кино в Голливуде 
Это не то, о чем вы подумали! 
Ляпы в эфире 
Откажись от наркотиков 
Мисс Автоэкзотика 2008 
Паспорт в Голливуд (Учеба+ курсы повышен... 
62 Каннский Кинофестиваль 
Поп-дуэт: Пугачева-Тимошенко 
"Тарас Бульба" бьёт все рекорд... 
"Перекресток" дебютный фильм 
Лента петербургского режиссёра Павла Ме... 
"Лавр"2008. Лучший дебют в неи... 
Вот настоящая студенческая жизнь... 
Про золушку (КВН) 
Про рыбалку 
Чумазик! (обратите внимание кто на задне... 
Гимн в Метро (бабка жжет!!!) 
Эти забавные животные... 
Гимн СССР (Узнайте кто поет-?) 
Вот это Качка-!!!! 
Спокойной ночи малыши 
Искуство бывает разное... 
Во всем виновата Свинья... 
Без слов 
Реклама презервативов (Смотреть со звуко... 
С Новым годом 
Майкл Джексон 
Наша служба... 
Украинский Художник (Слушайте комментари... 
Глаза Востока 
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Грузоперевозки
  • Автомобильный портал
  • Бесплатный конструктор сайтов - uCoz