Азбучные
истины."Нагорная проповедь"
режиссера или
десять заповедей для телеоператоров
Не спешить
с включением камеры, не будучи
уверенным в достаточной
освещенности объекта и возможности
качественного приема звука.
Помнить о
наличии штатива и выносного
микрофона. Съемку с рук и
использование встроенного микрофона
оправдывает лишь оперативный или
иной, обусловленный замыслом,
характер съемки.
Панорамные
кадры обязаны иметь достаточной
длины статику в начале и в конце
кадра каждого плана.
Проходы
героев желательно заканчивать их
выходом из кадра, что облегчает
построение монтажной фразы. Это
касается любых движущихся объектов:
животных, автомобилей и прочее.
Движущийся
в кадре человек должен иметь
законченные фразы движения, и вообще
кадры с движущимися объектами
желательно снимать длинными планами.
Пластика
панорамного кадра обусловлена
темпоритмом и настроением, как всего
фильма, так и конкретного эпизода.
Характер исполнения панорамы,
композиционное ее решение, да и само
направление панорамного движения
определяется не "характером"
оператора, а смысловым и
пластическим содержанием эпизода.
При съемке занятых какой-либо
деятельностью людей, а также
природных ландшафтов и
задействованных в них животных
панорамы не только позволительно, но
желательно исполнять с некоторыми
"приостановками", что позволяет
лучше разглядеть происходящее и
сделать некие акценты. В этом случае
механическая "оглядка" явно
уступит осмысленному "обзору".
При съемке
длинных проходов необходимо делать
время от времени хотя бы
краткосрочные задержки на тех или
иных объектах, деталях, лицах людей,
попадающих в кадр. Это
обстоятельство дает режиссеру
возможность в последующем монтаже
прервать в нужном месте затянувшийся
проход, а не отказываться вовсе от
этого самого кадра из-за
непозволительной длины прохода
героя или долгого панорамного
движения камеры.
Телевизионный
кадр диктует максимальное
использование "первого плана"
не только при съемке масштабных,
пространственных и панорамных
кадров. Съемка героев в живой "жизненной"
среде при наличии "первого плана"
создает некий "эффект наблюдения
со стороны", впечатление случайно
подсмотренного кадра.
Ставка на
крупные планы! Она оправдана не
только спецификой телевизионного
экрана, возможностью всмотреться в
суть происходящего в кадре,
заглянуть в глаза герою. Все это
абсолютно верно. Но плюс ко всему
этому съемка на крупных планах
нивелирует всегдашнюю
искусственность съемочной среды и
поведения героев, условность
предназначенной для съемок
мизансцены. В частности, когда идет
синхронный разговор с большим
количеством участников. На общем
плане подобные режиссерские и
операторские "построения" видны
невооруженным глазом, и вся "творческая
кухня", как говорится, налицо.
Кроме прочего, режиссеру гораздо
легче монтировать синхроны
собеседников, когда те сняты по
отдельности, а не соседствуют в одном
кадре. В этом случае не возникает
проблем ни с их позами, которые могут
не совпадать в "стыкующих"
кадрах, ни в самой
последовательности разговора.
Возникает полная свобода для
монтажного маневра.
"Операторское
искусство" при съемке синхронных
диалогов. Как мне кажется, при съемке
синхронных эпизодов, когда
задействовано 2, 3 и более беседующих
людей, совсем не обязательно держать
в кадре только "говорящие головы".
В том смысле не менее выразительны
бывают и руки, и детали быта, и лица
собеседников, да и собственное лицо
героя, когда он, замолчав, слушает
высказывания своих партнеров.
Слушающий человек бывает порой куда
более интересен, нежели говорящий. Ну
а зритель, таким образом, получает
параллельно звуковую и зрительную
информацию более объемно, то есть о 2-х
героях одновременно. Для режиссера
же наличие таких вот кадров со
слушающими друг друга собеседниками
дает возможность в монтаже свободно
маневрировать их текстами. А
ежесекундные "броски камеры",
когда оператор с собачьей
проворностью хватает синхроны
каждого из вступающих в беседу людей,
уже на третьем или четвертом броске
начинает вызывать зрительное
раздражение. Подобная демонстрация
"мастерства" заставляет думать
об его отсутствии.
А в остальном, "прекрасная
маркиза"", все хорошо! Все "очень
хорошо"…
А. Погребной,
Кинорежиссер,
Заслуженный деятель искусств,
Лауреат 23 фестивалей
Хочу поснимать страйкболлистов. Опыта никакого. Мне 62 года и с ними бегает мой 10 летний внук, хотя и я , наверное, попробовал бы разок-другой повоевать. Вот уж точно в каждом не зависимо от возраста живёт недоигравший ребёнок. Я сначала имел ввиду что бы пацан бойцом рос, буду за ним приглядывать и снимать на фото. Увидел как ребятам интересно взглянуть на себя со стороны и теперь я у них "военный оператор" и как будто полезный член команды. Недавно поснимал камерой. Никакого сравнения с фотоаппаратом. Ведь игра динамичная, хотя и статики не мало. Но совершенно ничего не соображаю в технике съёмки. Кто бы мне совершенному дилетанту что-нибудь посоветовал. Ну хотя бы совсем чего-нибудь вопиюще бестолкового никогда не делать. Типа... И всегда ходи с бубей, если хода нету. Со страйкерским приветом Стаховский Валерий. Ник Дед. Мой привет не путать с приветом в башке.