Пятница, 03.05.2024, 05:20

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Categories
Режиссура документального кино [3]
Производство документального фильма [2]
Авторская эстетика [2]
Режиссура и Постпродакшен [8]
Словарь терминов [1]
Словарь видеоэффектов [3]
Видеомонтаж [2]
Как добиться точной передачи света [1]
Как снимать при плохом освещении [1]
Три основных правила Телевидения [3]
Десять заповедей телеоператора [1]
Десять советов по работе со светом [1]
Как создать телестудию [1]
Что делает камеру Профессиональной [1]
Советы по созданию световой студии [1]
Федеральный закон о кинемотографии [1]
Новые записи
Эпатаж как один из инструментов PR 
Что же общего между китчем и эпатажем? 
Реклама и ее применение - 1 часть. 
Реклама и ее применение - 2 часть. 
Особенности PR в шоу-бизнесе 
Скандалы, как способ PR в Шоу-Бизнесе 
Черный PR 
Методы атаки в Черном PR 
Благотворительность, как способ PR-компании 
Персональный-PR Политического деятеля 
Актерские курсы. Практика в Голливуде 
Курсы Телеведущих. 
Высшая школа кино, телевидения и рекламы КИНО-ШАНС 
Наталья Буткевич - новая русская звезда Голливуда. 
КИНО-ШАНС 
На автомобиле в Крым (1я часть) 
На автомобиле в Крым (2я часть) 
Новинка 2009г. Видеокамера JVC GY-HM100 
Откажись от наркотиков 
Паспорт в Голливуд (учеба в США) 
"Отличница ведь" 
Отрывок "Эх студенческие годы..." 1 часть 
Отрывок "Эх студенческие годы..." 2 часть 
Устала? Отдохни! 
На островах молодости 
Синопсис "Насмешки Дьявола" 
Драматургия кино 
"Коянискацци" (режиссерское эссе) 
Как сделать плохой короткометражный фильм 
Мужчина на отдыхе 
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 654
Статистика     




Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » Три основных правила Телевидения

Три основных правила телевидения (часть 2)
КИТ ВТОРОЙ: ПУБЛИЦИСТИКА

Снова интервью, но - другое

Публицистика всегда субъективна. Здесь журналист берет на себя ответственность за истолкование происходящего в жизни, делая это либо сам (тогда он — комментатор или обозреватель), либо через показ позиции других людей (в интервью). Публицистическая передача всегда призывает к чему-либо аудиторию, показывает некий пример.

Публицистика никогда не устареет, что бы ни говорили о ней, ссылаясь на прошлое "промывание мозгов" коммунистическими идеями (вовсе без идей — тоже не жизнь). Не устареет, потому что отвечает потребности людей в нравственных постулатах, без которых не найти опоры, необходимой в потоке информации, текущем по всем каналам ТВ.

Начнем разговор о формах и методах работы публициста с того же, чем закончили тему информации, — с интервью. Но здесь, в больших диалогах, роль интервьюера значительно сложнее, чем в репортерстве, где интервью звучит в эфире 10-30 секунд.

Программы Ольги Кучкиной "Время "Ч" записываются по два часа (для эфира оставляется 60 минут). Это два часа интеллектуального общения, в котором Кучкина — равноправный партнер своих именитых собеседников. И она выступает в разных ролях. Например, в роли заботливого друга, если имеет дело с человеком, не очень уверенным в себе и ему надо помочь, подбодрить его. Такой тип взаимоотношений — сотрудничество. В этом случае можно заранее договориться о круге вопросов, не определяя, впрочем, точных формулировок.

Острее и интереснее бывает соперничество. Тут журналист выступает в роли скептика, подвергает сомнению позицию собеседника, приводит аргументы противоположной стороны (не "от себя", а "говорят, что..."). Если журналист располагает фактами, которые собеседник хотел бы скрыть, он выступает как некий разоблачитель, но делает это корректно, не превращая интервью в допрос. А иногда в беседе перед телекамерой журналисту полезно сыграть наивного человека, "валять дурака", прикидываясь незнающим (таковы, к сожалению, на самом деле многие интервьюеры) — а потом уже выложить свои "козыри".

Таким образом, мастер большого интервью сочетает в себе таланты исследователя и актера. Интервью основано на тщательной подготовке и мгновенной импровизации. Для разработки программных вопросов интервьюер-публицист знакомится с досье на своего героя, если таковое имеется в Интернете или в справочной службе телекомпании, с его предыдущими выступлениями в прессе.

Вопросы на основе этой информации ориентируют собеседника на размышления, на осмысление фактов, постановку их в некий логический ряд.

До основных вопросов могут быть заданы контактные, это некий камертон, настраивающий собеседника на разговор. Контактный вопрос может быть связан с последними событиями, могут быть вопросы чисто бытового плана. Если эфир прямой, можно, например, спросить, кто из знакомых и родных сейчас у телевизора и т. п. Уточняющие вопросы, как видно из названия, необходимы тогда, когда собеседник не раскрывает каких-либо неясных для аудитории деталей, считая их само собой разумеющимися, или намеренно уклоняется от разъяснений. Надо всегда реагировать на прозвучавшие слова собеседника, а не просто задавать следующий программный вопрос. То есть вести себя как в нормальном разговоре. Это и будет "высший пилотаж". Общее впечатление от интервьюера должно быть таким: этот человек — личность, а не подставка для микрофона. На лице — заинтересованное внимание и уважение к собеседнику. Кивать головой, подобно китайскому болванчику, не обязательно.

Модератор

Совершенно особое амплуа, особая роль у человека, который ведет предвыборные дебаты кандидатов в губернаторы, мэры, в депутаты и вообще организует дискуссии. Такой журналист называется модератор. На Западе подобные передачи весьма популярны, мы же вспоминаем о них только перед выборами. Да и тут кандидаты норовят выступать с монологами, в крайнем случае, соглашаются на интервью. Так что учиться искусству модератора нашим журналистам еще только предстоит.

Главное правило модератора: ведущий дискуссии не является ее участником. Точно определил роль модератора С. Торчинский, который вел в свое время дискуссионную программу РТР "Без ретуши": "После диалога в прямом эфире Явлинского и Лившица я спросил у них: "Я вам не мешал?" Они сказали: нет. Считаю, что свою задачу я выполнил".

Но, не мешая участникам дискуссии, модератор следит за справедливым распределением времени, дает слово для ответа на обвинения оппонента. В предвыборных президентских дебатах у американцев, кроме модератора и двух кандидатов, принимают участие еще четыре журналиста-интервьюера. Они сидят спиной к залу, к публике. Публика вопросов не задает — только реагирует, создавая тем самым соответствующую атмосферу.

Претенденты на президентский пост стоят полтора часа — перед журналистами, залом, перед страной. Модератор не только распределяет время между всеми участниками передачи. Он во многом определяет ее настроение и ритм. В более простых передачах, где нет приглашенных интервьюеров, модератор может и сам задавать вопросы, предпочтительно не от своего имени, а ссылаясь на какие-либо мнения, публикации и т. п. В этом случае модератор может и "дожать" гостя, если тот уходит от прямого ответа, попросить что-либо уточнить. Журналист в дискуссионной передаче, по сути, делает то же, что и репортер,— ведет поиск. Но не фактов, а некой истины, выводов. Понятно, что способ поиска тут иной, как уровень компетентности и осмысления. Репортера, модератора и ведущего новостей роднит одно: зритель не должен догадываться об их политических пристрастиях.

Шоу и шоумены

"Шоу" — значит "представление". Модным словечком "ток-шоу" обозначается, по идее, "разговорное представление", своего рода спектакль — яркий, динамичный. Шоумен должен быть артистичным, его талант общения и умение выстроить передачу из множества высказываний, его ирония, иногда сомнение, удивление — редкий комплекс!

Из Екатеринбурга на конкурс "Вся Россия" в номинацию "ток-шоу" прислали... горестную беседу с семьей погорельцев, которым не дают жилье. Налицо явное непонимание смысла термина "ток-шоу".

Эти передачи могут быть очень разные. Но непременно легкие для восприятия, даже если тема злободневна (отсюда и популярность жанра на коммерческом ТВ). Необходимый признак жанра — участие публики. Помимо ведущего и героев, возможно присутствие специальных экспертов. Иногда организуются какие-то сюрпризы, неожиданности для героя. В 60-х — начале 70-х г.г. на таких сюрпризах строилась программа Валентины Леонтьевой "От всей души", когда еще слова "ток-шоу" мы не знали.

Конечно, Леонтьева не была автором программы, она — диктор, хотя и народная артистка СССР. Многое в той передаче держалось именно на ее артистическом даре. Работали над сценарием другие люди, журналисты. Однако в жанре ток-шоу актерское мастерство, умение общаться выходит на первое место. Во всем мире имя ведущего выносится в название программы. Много лет идут в США "Шоу Опры", "Донахью-шоу". У нас промелькнули подобные передачи с Дибровым и Угольниковым. Причина их нестабильности — в отсутствии команды, которая готовила бы добротные сценарии, как в свое время для Леонтьевой, как это делается за рубежом, а теперь для ведущих "Старой квартиры", "Я сама", "Человек в маске".

Но не только в сценариях дело. Фил Донахью приезжал в нашу страну с командой из шестнадцати человек. Между прочим, жаловался, что ему трудно работать с русской аудиторией: "Они прочитали длинные романы Толстого и Достоевского и хотят раскрыть перед микрофоном свою душу, рассказать сразу все, что знают". Появление в телевизоре для нас — политический, а не артистический акт. Вот и терпим пока неудачи с легким жанром: слишком мы серьезны!

Елена ХАНГА, ведущая ток-шоу "Про это", НТВ: "Участников к съемкам не готовим. Только просим зрителей не жевать перед камерой жвачку, слишком некрасиво это выглядит. А вот с героями всегда устраиваем небольшое интервью, выясняем, почему они решились выступить. Мы не хотим, чтобы люди приходили сводить счеты, оскорблять друг друга" ("Журналист" №5,1998).

Сценарная разработка ток-шоу нужна хотя бы для того, чтобы четко определить постановку проблемы и линию поведения ведущего, наметить возможные выводы. Чем серьезнее тема — тем труднее обеспечить легкость, популярность, логику действия.

Как минимум - две точки зрения!

Увы, публицисты весьма часто не идут дальше информации, не пытаются ее исследовать, выяснить разные мнения и на их основе сделать вывод.

Рассмотрим для примера две передачи Удмуртской государственной телерадиокомпании, присланные на конкурс "Вся Россия‘98". Александр Шерстнев показывает церемонию прощания со знаменем ракетного полка, который расформировывается. Кузьма Куликов повествует о страшной проблеме: все чаще в деревнях работящие мужики в самом расцвете сил кончают жизнь самоубийством. Программы заявлены в номинации "общественно-политическая" — и действительно то, о чем повествуется, важно для общества. Но если в краткой информации можно было бы ограничиться ответом на известные уже нам вопросы "что, где, когда?", то публицистика требует анализа: "почему?" Надо проследить причинно-следственную цепочку: как данное явление возникло и к каким последствиям может привести? Можно ли нейтрализовать негативные последствия? Только тогда журналистская работа приобретет подлинно общественно-политический смысл.

В отличие от холодновато-объективистских столичных передач, журналисты регионального ТВ по старой российской привычке норовят вмешаться в жизнь с целью ее улучшения — и правильно делают! Организаторскую функцию ТВ не надо отменять вместе с советской властью.

Итак, прощание со знаменем. После передачи остается впечатление, что полк расформировали враги народа или американские шпионы. Собеседники журналиста — военнослужащие, которым в тайге уже нечего будет охранять и уезжать некуда, — говорят не столько о своих личных невзгодах, сколько о том, что "небо Удмуртии теперь беззащитно, и если американцы вздумают устроить не "Бурю в пустыне" возле Персидского залива, а напасть на нас, то защищаться будет нечем". Достаточна ли компетентность ракетного капитана или старшины для таких рассуждений? Не лучше ли было поинтересоваться данным стратегическим вопросом в штабе округа? На фоне разговоров о славном прошлом полка в одном из кадров мелькнули старые, проржавевшие, сосульками покрытые зенитные ракеты образца 50-х годов. Наверняка Урал защищен теперь чем-то иным. Разумеется, о трудоустройстве военнослужащих можно и нужно говорить, но опять-таки с компетентными собеседниками, а не только с теми, кто боится пострадать от перемен.

Александр РАДОВ, публицист, продюсер телекомпании "Жизнь": "Я понял, что только аналитическая публицистика может проникнуть в суть явлений. Изучать надо не следствия, а причины" ("Журналист" N" 9-10, 1998).

Кузьма Куликов, рассуждая о возможной причине девяти самоубийств за полгода в одной из деревень, выдвигает гипотезу: может быть, дело в том, что на пригорке появился поселок новых богатеев, с асфальтом, с телефонами и прочими удобствами? Мужики, дескать, поняли, что честным трудом за всю жизнь на такое великолепие не заработаешь — и вот такой печальный исход.

За проверкой своей гипотезы Кузьма Куликов мог бы обратиться к родственникам ушедших в мир иной: как относились они к новым соседям, с какими чувствами? Неужто так сильна зависть — или быть богатым, или умереть? Но вопрос свой Куликов задает сельским старикам. И слышит в ответ: да, новые ханы появились, и наши внуки будут у них батраками. Вывод? Какой, собственно, вывод сделает простой наш телезритель? Иди, круши, делай новую революцию, чтоб всем поровну. На такой ли социальный эффект рассчитывал г-н Куликов? А может, на пригорке живут вполне приличные люди. К ним журналист не обратился, ему заранее все ясно. А ведь мог бы организовать какое-то наведение мостов — общее дело или хотя бы застолье, как воронежец Владимир Герчиков в 24-серийном цикле "Кучугуры и окрестности". Вот где исследовательская работа — 24 передачи про одно село!

Критерии публицистичности

Некоторые телевизионные коммерсанты считают, что воспитывать народ не надо: народ, мол, сам выбирает пепси, то есть информацию и развлечения, а публицистика рейтинга не дает, прибыли не приносит. Весьма недальновидная позиция! Похоже, что, обжегшись на коммунистической пропаганде и агитации, некоторые телеруководители решили вовсе отказаться от социально-педагогического воздействия ТВ, такая задача даже не ставится многими новыми компаниями. Не потому ли, что публицистика требует иного уровня мышления и профессионального мастерства, гораздо более высокого, нежели краткие информационные сюжеты?

Каковы же признаки подлинно публицистической передачи?

  • Новизна и оригинальность не только фактов, но и идей, авторского подхода к действительности;

  • стремление реально помочь зрителям, гражданам России в адаптации к новым условиям общественной жизни;

  • утверждение социального согласия, пробуждение добрых чувств, гуманности (не "к топору зовите Русь" — наоборот, правило социально ответственной журналистики в цивилизованном мире — "переводить конфликт в план дискуссии", искать истину в сопоставлении точек зрения);

  • выдержанность стиля, четкость композиции, безупречная логика изложения, литературные достоинства текста;

  • образность видеоряда, культура съемок и монтажа.

К сожалению, многие коллеги из молодых телекомпаний, берясь за публицистику, редко задумываются над социальным смыслом своей экранной работы. Первый вопрос журналист всегда должен ставить перед самим собой: "Во имя чего, с какой целью я делаю эту передачу?".

ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ...


Категория: Три основных правила Телевидения | Добавил: MIHAS (25.02.2009)
Просмотров: 1325 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Форма входа
Поиск
Объявления
КУПЛЮ
ПРОДАЮ
КАСТИНГИ
УСЛУГИ
РАБОТА
ПРИГЛАШЕНИЯ НА СЪЕМКИ
Полезные статьи
Видео
Как снимают кино в Голливуде 
Это не то, о чем вы подумали! 
Ляпы в эфире 
Откажись от наркотиков 
Мисс Автоэкзотика 2008 
Паспорт в Голливуд (Учеба+ курсы повышен... 
62 Каннский Кинофестиваль 
Поп-дуэт: Пугачева-Тимошенко 
"Тарас Бульба" бьёт все рекорд... 
"Перекресток" дебютный фильм 
Лента петербургского режиссёра Павла Ме... 
"Лавр"2008. Лучший дебют в неи... 
Вот настоящая студенческая жизнь... 
Про золушку (КВН) 
Про рыбалку 
Чумазик! (обратите внимание кто на задне... 
Гимн в Метро (бабка жжет!!!) 
Эти забавные животные... 
Гимн СССР (Узнайте кто поет-?) 
Вот это Качка-!!!! 
Спокойной ночи малыши 
Искуство бывает разное... 
Во всем виновата Свинья... 
Без слов 
Реклама презервативов (Смотреть со звуко... 
С Новым годом 
Майкл Джексон 
Наша служба... 
Украинский Художник (Слушайте комментари... 
Глаза Востока 
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Грузоперевозки
  • Автомобильный портал
  • Бесплатный конструктор сайтов - uCoz