Есть лишний миллион долларов? Считай, что ты уже покорил вершину
музыкального хит-парада. А коли нет, как показывает практика
шоу-бизнеса последних лет, мучай на здоровье своим пением в караоке
соседей. Жестоко, но факт.
Звезды, звездочки и звездульки растут сегодня как грибы после дождя.
Длинноногие блондинки и мускулистые брюнеты соблазнительно поют о любви
с голубых экранов. Причем поют красавцы, надо сказать, не лучшим
образом. Да и зачем им, грешным, учиться искусству вокала? Если кошелек
трещит по швам, то за тебя "споет” компьютер. Не блещешь стройной
фигурой? Подретушируем фото. Нет музыкального образования? Да и не
надо. "МК” решил посчитать, сколько же стоит на музыкальном олимпе
пресловутая популярность. Из разговора посетителей на форуме популярной радиостанции:
Марина: "Ищу продюсера, который помог бы сделать первые шаги к большой сцене начинающей певице!”
Лена Кудряшова: "Мариша, простите за хамский вопрос: а как у вас с голосовыми и внешними данными?”
Кораблева Юлия: "Если найти ХОРОШЕГО продюсера, то можно и без внешних и без голосовых данных”.
Главное
— познакомиться в нужном месте в нужное время с нужным человеком и
успеть приглянуться ему. Если он простой олигарх — считай, тебе
повезло. Если ты женщина — повезло вдвойне. Через пару лет супружеской
жизни он вручит-таки красавице-жене чековую книжку и найдет именитого
продюсера. У нищего студента Гнесинки,
единственный доход которого — стипендия и тысяча рублей, присылаемая
мамой из Ставропольского края, шанс пробиться на сцену один —
познакомиться на вечеринке со знаменитым продюсером. Если мэтр обратит
на юнца внимание и поймет, что тот перспективен, стоит быть готовым к
скорому подписанию контракта. Правда, денег на руки никогда не дадут,
100 процентов от выступлений заберут, да еще и эротическую фотосессию
сделать заставят. А может, и не только фотосессию. Но стоит поправиться
— всегда есть счастливые исключения из правил... Муж ли продюсер (женщина-продюсер
у нас, пожалуй, одна), жена ли олигарха, а раскрутка артиста — дело
тонкое. Для начала нужен качественный музыкальный материал, а это
удовольствие не из дешевых. Самые большие затраты идут на создание и
раскрутку песен и видеоклипов. Дебютная песня может стоить в
среднем от 10 до 50 тысяч долларов. Это стоимость кропотливого
творческого процесса: сочинение музыки, слов, аранжировка, запись,
сведение и т.д. Десятку тратят на малоизвестных талантливых авторов,
полтинник — например, на работу с Виктором Дробышем, Игорем Матвиенко
или Максимом Фадеевым. Сами понимаете, с песней известных продюсеров
шансов пробиться в эфир побольше будет. Пока созревает мысль о съемках
клипа, с готовым хитом — прямиком дорога на радиостанцию. Сто эфиров в
неделю вам может обойтись еще в несколько тысяч долларов. Дабы песня
застряла в мозгах поклонников так, чтобы ее пели даже во сне, 10 тысяч
вполне может хватить. Правда, одна начинающая певица в свое время
отделалась скромным подарком — дорогой машиной. Можно купить рекламное
время и "крутить диски”. Стоит учитывать, что на радио существует
жесточайшая конкуренция, и если ваш продукт "не того формата” — никакие
деньги не помогут. Ведь официально эфиры песен на радио бесплатны. Скандальный продюсер "Тату” Иван
Шаповалов сегодня наотрез отказывается говорить о потраченных силах и
средствах. "Мне не хочется вообще вспоминать обо всем, что связано с
"Тату”. Не интересно”, — грустит Ваня. Что ж, вспомним за него. На
первый альбом лесби-дуэта было потрачено 30 тысяч долларов, на первый
клип — столько же. Второй клип "Нас не догонят” обошелся в 90 тысяч.
Потом был контракт с Universal и бешеная слава.
Съемки клипа стоят от 10
до 100 тысяч баксов. В стоимость входит аренда помещения, оплата
операторской работы, режиссера, многочисленного персонала, аппаратуры и
т.д. Самый "дешевый” режиссер-постановщик может обойтись (за 1 рабочий
день) в 1000—3000 долларов, оператор-постановщик — минимум 600 у.е.,
массовка — порядка 50 долларов. Состоявшиеся звезды могут
позволить себе дорогое клипмейкерское удовольствие. Так, например,
последний клип Валерии и Стаса Пьехи на песню "Расставание” обошелся им
аж в 100 тысяч у.е. Филипп Киркоров еще лет пять назад снимал клипы
стоимостью не дешевле 50—70 тысяч. "Я снимаю только высокобюджетные
клипы!” — гордо заявлял он. Первый клип группы "Smash!!” обошелся ее
продюсеру Михаилу Топалову примерно в 50 тысяч долларов. А вот группа "Божья коровка”
умудрилась снять свой последний клип в прошлом году за 7000 баксов.
Естественно, его не ваяли Бондарчук, Миронова или Гусев. Экономика, как
говорится, должна быть экономной. — Категорически не согласен, что
на раскрутку артиста нужны миллионы, — уверяет продюсер группы
"Рефлекс” Вячеслав Тюрин. — Я потратил на "Рефлекс” 300 долларов! Это
чистейшая правда. Зашел в турагентство, которому нужно было снять
красивое видео о Германии. Взял с собой видеокамеру и поехал во
Франкфурт. Нам только дорогу оплатили, а жили мы там на свои средства.
Правда, еще потратились — купили штаны в магазине за 15 евро... Сняли
клип на простейшую камеру. Принесли материал по приезде на популярный
музыкальный канал. И его взяли. А 300 долларов пошли на постпродакшн
клипа. Я не берусь судить о продвижении бездарностей, но если они
пойдут нашим путем, может, и получится. Понимаете, главное — мозги. Это
как в том анекдоте: "Почему котята и щенята едят целлофан? Не хватает
мозгов!” Для того чтобы поместить молодое
дарование в "ящик” месяца на два, придется раскошелиться приблизительно
на 300 тысяч долларов. Например, ротация клипа на музыкальном канале
стоит 300—400 у.е. за 1 эфир. Конечно, есть ведущее музыкальное
телевидение, на котором клипы показывают бесплатно. Но чтобы попасть
туда, песня должна быть хитом — бездарное творение не поставят, дабы не
упасть в глазах зрителей. Попадание в музыкальный хит-парад обойдется где-то в 10 тысяч долларов.
Продюсер
Иосиф Пригожин как-то заявлял, что "звезду классом пониже можно
раскрутить и за 250—300 тысяч, но чтобы сделать из исполнителя
"качественный продукт” в России, необходимо вложить в раскрутку около
миллиона долларов”. Есть один практически
беспроигрышный вариант стать популярным, пусть ненадолго, —
организовать тандем со звездой. Бесплатно с неизвестным артистом ни в
клипе никто не снимется, ни песню дуэтом не споет. "Заказать” местную
звезду в свое распоряжение стоит порядка 100 тысяч долларов: зависит от
ранга знаменитости. О стоимости дуэтов с Энрике Иглесиасом, Арашем или
Сакисом Рувасом остается только догадываться.
— Я нашел Витаса в
Одессе в Театре пластики. Мне его рекомендовал один режиссер, — говорит
продюсер Сергей Пудовкин. — Увидел на сцене 16-летнего актера, который
вводит в транс публику. Я даже не слышал, как он поет, но понял, что он
одаренный. На первый клип Витаса мы потратили 60 тысяч долларов. Для
того чтобы стать известным, нужно несколько миллионов в свободном
распоряжении. Но подчеркиваю — "стать известным” и не "стать звездой”.
Я не сторонник фразы покойного Юрия Шмильевича Айзеншписа: "Из любой
бездарности можно сделать звезду!” Скажем так: от каждого продюсера —
по способностям... Я убежден — стать звездой можно только при наличии
ярчайшего таланта. 50% — талант артиста, 40% — продюсера и лишь 10% —
деньги. Что до раскрутки артистов, то, конечно, имеют место быть
нечестные хит-парады на каналах, в которых покупаются строчки. Витаса
вы видите в хит-парадах? Нет. Он к этому и не стремится — и так
популярен. Я никогда не думал: вот надо купить 100 эфиров, 50 статей и
засветиться в желтом скандале. В свое время английская группа
"Police”, где начинал Стинг, подписала контракт с популярным
издательством. Тогда это был фурор. Сегодня — скорее норма. Агенты
начинающих звезд готовы на огромные траты ради пары абзацев, одной
строчки или просто упоминания имени артиста. Стоит это по-разному — от
50 долларов до десятков тысяч (зависит от объема публикации). Конечно,
на подобное идут далеко не все издания. Начинающему артисту нужна
качественная фотосессия. Для сравнения — последняя съемка Лолиты в ее
новом образе у трио "Fresh Art”, если верить слухам, обошлась в 100
тысяч долларов. И еще — встречают по одежке. Дабы
Васю Запупыркина привести в мало-мальски презентабельный вид, его надо
хорошенько "отскоблить” — публика жестока и любит красивую картинку. И
даже природная красота нуждается в поддержке... Избавление от
целлюлита, приобретение "бразильской попки” и плоского живота может
вылиться в кругленькую сумму. Чтобы блеснуть голливудской улыбкой,
сделанной у лучших специалистов, раскошелиться придется на 3 тысячи
долларов. Постоянный стилист или визажист стоит около 300 долларов в
день. ...Итак, вроде бы все готово, за
все уплОчено. Песню записали, клип прокрутили, внешне преобразились, и
даже еще деньги на "шампанское за успех” остались. А славы-то и
признания публики нет. Тогда смотри пункт первый: Талант.
|