Тезис «Голливуд – это и есть кино» на глазах становится мифом. В 1996-м, на пике производства, на голливудских студиях был снят 71 фильм, в 2008-м – всего 21, в планах на текущий год стоят пока всего пять картин.
Между тем продюсеры прекрасно понимают, куда и зачем они бегут. Давно уже стало общим местом использование производственных мощностей пражской киностудии «Баррандов», начавшееся еще при коммунистах с легкой руки Милоша Формана – к примеру, именно там снимал свой первый голливудский фильм «Особо опасен» российский режиссер Тимур Бекмамбетов. Активно себя ведет в последнее время и другая восточноевропейская страна – Болгария: там, в павильонах софийской Nu Boyana Film Studios режиссер Бретт Ратнер будет снимать для студий Millenium Films и Lionsgate ремейк «Конана-варвара» с бюджетом в $50 млн. Директор болгарской студии утверждает, что и съемки третьей части «Универсального солдата» также будут проходить здесь. Это и понятно: снимать в Праге и Софии куда дешевле.
Однако не все «бегущие продюсеры» уходят так далеко от Голливуда. Многие из них не покидают страну, останавливаясь в городе Альбукерке, штат Нью-Мексико. И солнце, и чистое небо там ничуть не хуже калифорнийских, а условия – и прежде всего финансовые – значительно симпатичнее. К тому же там, где несколько лет назад ветер гнал по песку сухие колючки, а если какие фильмы и снимались, то исключительно вестерны, сейчас выстроен и действует сверхсовременный студийный комплекс, не уступающий голливудским аналогам. Студия Alcon Entertainment ведет здесь съемки нового фильма с Дензелом Вашингтоном в главной роли – постапокалиптического вестерна «Книга Илая». Говорят, решающую роль в выборе натуры сыграло предложение властей штата Нью-Мексико о налоговых вычетах и беспроцентном займе (речь идет о сумме в несколько миллионов долларов).
Конечно, Голливуд обеспокоен. Конечно, штат Калифорния не хочет упустить своего – не так давно был представлен стратегический план с многомиллионным бюджетом по возвращению сбежавших восвояси. Однако вернутся ли они – большой вопрос. А если еще вспомнить недавние слова министра культуры России Александра Авдеева о том, что в этом году у нас в стране не будет запущено в производство ни одного российского фильма, возникает вопрос: не побегут ли иностранные продюсеры и режиссеры к нам занимать освободившиеся производственные мощности того же «Мосфильма»? Тем более что на недавней премьере «Форсажа-4» режиссер Джастин Лин обещал приехать снимать следующую серию кинофраншизы именно в Москву.