Картина Николая Хомерики «Сказка про темноту»
приняла участие в программе «Особый взгляд» 62-го Международного
Каннского фестиваля. Впереди – конкурс «Кинотавра». О чем этот фильм?
Каким образом режиссеру удалось заинтересовать отборщиков Каннского и
Сочинского фестивалей? В чем, по его мнению, суть профессии? Мы
встретились с Николаем Хомерики и побеседовали с ним на обозначенные темы.
Корреспондент:
Николай, расскажите, пожалуйста, о Вашей картине «Сказка про темноту».
Николай Хомерики:
В этом фильме главную роль сыграла Алиса Хазанова,
бывшая балерина Большого театра. Ее героиня – женщина, которая работает
в детской комнате милиции, она инспектор по делам несовершеннолетних. У
нее очень тяжелая работа, но фильм не об этом, а, скорее, об ее
одиночестве. Героине также плохо, как и мне. Она, как и большинство
героев моих фильмов, проекция меня самого. Фильм повествует о
недопонимании, описывает тяжелейшую ситуацию, когда люди вроде бы
говорят на одном языке и при этом как будто бы на разных.
Корреспондент:
«Сказка про
темноту» недавно побывала в Каннах, приняла участие в программе «Особый
взгляд», теперь картине предстоит поездка в Сочи на «Кинотавр». Какое
значение для Вас имеет участие фильма в фестивалях?
Николай Хомерики:
Такого рода кино с трудом выходит в прокат, поэтому только фестивали
дают зрителям возможность посмотреть его на большом экране. Слава Богу,
что фильм таким образом показывают. Мне лично участие в том или ином
фестивале косвенно помогает в работе над каждым следующим проектом,
облегчает переговоры с продюсерами. Я всегда могу сослаться на то, что
моя картина ездила на такой-то фестиваль, получила такой-то приз. Таким
образом, я получаю возможность выражать себя дальше. Фестивали полезны
в двух вещах: зритель все-таки смотрит мое кино, а я продолжаю снимать,
что хочу. «Кинотавр» в этом плане даже важнее, чем Каннский фестиваль,
потому что я снимал для наших зрителей, и мне очень важно, как они его
воспримут. В Каннах на показе был полный зал, никто не ушел, по
окончании мне долго аплодировали. Это бывает редко. Я был очень
доволен, и для меня уже это было призом.
Корреспондент:
Любому режиссеру
важно, чтобы его картину увидели. Что заставляет Вас снимать
малобюджетные фильмы, которые вряд ли выйдут в широкий прокат?
Николай Хомерики:
Я
снимаю разное кино. У меня есть высокобюджетный проект, который сейчас
находится в небольшой консервации, но который я надеюсь этим летом
доснять. Он стоит более $10 млн. Картина называется «Беляев», и Михаил Ефремов играет в ней главную роль. Продюсирует фильм Елена Яцура.
Но больше я, конечно, люблю снимать малобюджетное кино, потому что на
таких проектах больше свободы, и я могу говорить о том, что меня
действительно волнует.
Корреспондент:
Случались ли у Вас
конфликты с продюсерами, когда Вам, допустим, не давали достаточной
свободы творчества? Как, на Ваш взгляд, должны строиться
взаимоотношения режиссера и продюсера?
Николай Хомерики:
В
идеале продюсер должен выбрать режиссера, найти сценарий, который
режиссеру понравится, и помочь режиссеру реализовать проект. Именно
помочь: не навязывать свою точку зрения, а поспособствовать раскрытию
потенциала режиссера и сути лежащей в основе сценария идеи. В случае с Романом Борисевичем
так и было. Он предлагал разные варианты, но никогда их не навязывал.
Очень плохо, что не только в нашей стране, но и во всем мире кино
становится в первую очередь продюсерским. Режиссер превращается в пешку
в руках продюсера, и в итоге толком работать ни у кого не получается –
ни у режиссера, ни у продюсера. Из-за этого снимается очень много
плохих фильмов. Даже на коммерческие проекты надо находить режиссеров,
которые хотят их реализовывать, знают, как это делать, и помогать им.
Как только продюсеры начинают компенсировать свои комплексы за счет
режиссера, ничего не получается. Продюсер должен быть куратором,
который следит, чтобы режиссера никуда не заносило. Меня обычно не
заносит. Я всегда четко знаю, какой бюджет у картины, и действую строго
в его рамках. Но у некоторых режиссеров бывают сумасшедшие идеи. Кто-то
может сказать: «Я решил построить корабль. Без корабля фильма не
будет». Творить нужно в рамках договоренности с продюсером. Деньги
продюсеру не так уж легко достаются.
Корреспондент:
Какие условия работы над фильмом, выдвигаемые продюсером, для Вас неприемлемы?
Николай Хомерики:
Я считаю неприемлемым, когда мне говорят, каким должно быть содержание
фильма. Только это. На все остальное я готов согласиться. Если мне
говорят, что нужно еще как-то снять, я делаю. Потом во время монтажа
все это, конечно, выкидывается из фильма, но мне несложно сделать
приятное и снять так, как меня просят.
Корреспондент:
Как осуществляется ваша работа со сценаристами?
Николай Хомерики:
Пока я сотрудничал только с одним сценаристом Александром Родионовым.
Мы с ним всегда сидим и разговариваем. Я думаю, что хороший сценарист
отличается о плохого тем, что он никогда не говорит с режиссером про
сюжет, а просто беседует, как психотерапевт, спрашивает, почему ты
хочешь сделать так, зачем эдак. Все время: почему? почему? почему? В
какой-то момент сценарист начинает понимать внутренний мир режиссера,
поэтому во время написания текста он знает, из-за чего должны
происходить те или иные вещи. Неважно, кто куда побежал или что сделал.
Хорошему сценаристу значимо понять, о чем думает режиссер, и потом,
если есть талант, об этом написать. Сюжет он уже сам, без участия
режиссера, завязывает.
Корреспондент:
В чем для Вас суть профессии режиссера?
Николай Хомерики:
Для меня назначение режиссера в том же самом, что и назначение
художника, музыканта. В последнее время кино стало
развлекательно-познавательным видом искусства. И все же суть в одном –
познать себя. Просто в кино, в отличие от живописи или музыки, это
очень дорого стоит. Режиссеру, чтобы познать себя, нужно потратить
несколько миллионов долларов. Суть в том, что если у тебя что-то болит
(а если ничего не болит, то лучше идти творить на телевидение), важно
понять, как лучше это перенести на экран. Мастерство режиссера
проверяется тем, насколько виртуозно он визуализирует то, что у него
болит. Как сделать так, чтобы зритель в зале переживал так же, как ты
переживаешь? Профессии можно учиться по-разному. Можно в киношколе,
можно на площадке. Последний способ мне кажется более эффективным. Я
полгода работал ассистентом режиссера у одного француза. Мне это дало
больше, чем две киношколы вместе взятые. Если ты работаешь у какого-то
талантливого режиссера, то вникаешь в процесс. У этой профессии две
составляющие: чтобы что-то болело и чтобы было знание, как это
перенести на экран. Режиссер – это психотерапевт. Множество людей,
каждого со своими амбициями, мыслями, нужно расслабить и заставить
переживать то, что ты хочешь. Кто-то морализатор, как, например, Ларс
Фон Триер, а я - нет. Режиссеры бывают разные, как и художники. Есть
Ван Гог, а есть Клод Моне. В кино нет правил. Главное, чтобы был
жизненный опыт.
|