Воскресенье, 24.11.2024, 10:50

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Categories
Новости [123]
Анонсы [58]
Новые записи
Эпатаж как один из инструментов PR 
Что же общего между китчем и эпатажем? 
Реклама и ее применение - 1 часть. 
Реклама и ее применение - 2 часть. 
Особенности PR в шоу-бизнесе 
Скандалы, как способ PR в Шоу-Бизнесе 
Черный PR 
Методы атаки в Черном PR 
Благотворительность, как способ PR-компании 
Персональный-PR Политического деятеля 
Актерские курсы. Практика в Голливуде 
Курсы Телеведущих. 
Высшая школа кино, телевидения и рекламы КИНО-ШАНС 
Наталья Буткевич - новая русская звезда Голливуда. 
КИНО-ШАНС 
На автомобиле в Крым (1я часть) 
На автомобиле в Крым (2я часть) 
Новинка 2009г. Видеокамера JVC GY-HM100 
Откажись от наркотиков 
Паспорт в Голливуд (учеба в США) 
"Отличница ведь" 
Отрывок "Эх студенческие годы..." 1 часть 
Отрывок "Эх студенческие годы..." 2 часть 
Устала? Отдохни! 
На островах молодости 
Синопсис "Насмешки Дьявола" 
Драматургия кино 
"Коянискацци" (режиссерское эссе) 
Как сделать плохой короткометражный фильм 
Мужчина на отдыхе 
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 654
Статистика     




Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
 
Главная » 2009 » Июнь » 21 » "Царь". Очищенная триада Павла Лунгина
"Царь". Очищенная триада Павла Лунгина
23:51

Интерес отечественных кинематографистов к личности и эпохе Ивана IV Грозного понятен: кризис демократии, «ревизионистские» съезды, нескончаемые рассуждения и горячие споры о патриотизме и «сильной» властной руке потихоньку делают своё дело. Эйзенштейн, оправдавший тоталитарную власть и в то же время предъявивший ей жёсткий счёт по убиенным, остался вершиной, которую покорил лишь один человек — сам Сергей Михайлович. Расплатившись за это, как известно, преждевременной смертью от инфаркта...

Но это было давно — более шестидесяти лет назад... И вот опять об Иване Грозном, одно за другим: «Царь Иоанн Грозный», телесериал Андрея Эшпая; полуигровое «Царское дело» Бориса Лизнёва (премьера фильма состоялась на недавно прошедшем «Золотом Витязе»); игровой «Царь» Павла Лунгина (мировая премьера состоялась на Каннском кинофестивале). «Царю» посчастливилось открывать 31-ый Московский международный кинофестиваль. Думаю, гости и участники не пожалеют о потраченном времени.

Не будет откровением сказать, что одна из магистральных тем перестроечного и частично постперестроечного российского кинематографа — это трагические последствия разрушения монархической властной вертикали, воплощённой в известной уваровской триаде: «православие, самодержавие, народность». Вспомним «Цареубийцу» Карена Шахназарова, где перестроечная Россия представлена как скопище психически неуравновешенных «человеков» на фоне обшарпанных домов и разрушенных храмов — символов агонизирующей советской империи (камера просто-таки зацикливается на этом). Даже болезненно рефлексирующие интеллигенты обречены на умирание, хоть и «с царём в голове»...

Cейчас же психическую неуравновешенность прикрыли гламуром, обшарпанные дома сносят под «новодел», а храмы худо-бедно восстанавливают. Как восстанавливают и властную вертикаль, меньшей частью реальную, большей - виртуальную (и это понятно, XXI век — время «пиара» и совершенных компьютерных технологий). Президент России, что ни говори, далеко не монарх, церковь формально отделена от государства, а народ совсем не так прост и однороден, как, может, и было пятьсот лет назад. До монархии в свете неоднозначных событий прошедшего столетия нам как до высшей точки Эвереста. И тем не менее, какой-то неистребимой занозой присутствует в обществе тревога, тоска по «царской справедливости», сосредоточенной «в руце» Cталина, Ивана Грозного и иже с ними. Фильм Павла Лунгина (по сценарию Алексея Иванова) очередной подъём этой тревоги-грусти-тоски уловил, отрефлексировав идею «самодержавия — православия — народности» c такой чёткостью и определённостью, что ещё немного - и заблестит идея эта как новенький самовар.

Начнём с народа, так, как он представлен в «Царе». Русский народ XVI века иррационально дик и также иррационально верует в Христа и Богородицу. Иррациональную веру воплощает блаженная девочка с иконой Богородицы, и дикость — раззадоренный кровью жертв бурый медведь (в роли «russian bear» cнялся настоящий «мишка» Стёпа; цирковой, наверно). Самодержавная власть — это монарх, одержимый идеей конца света, в котором погибнут все враги рода человеческого, а Россия в образе Нового Иерусалима останется. Цели приближения Апокалипсиса безраздельно служит репрессивный аппарат царской власти (Скуратов, Басманов и др.). У Эшпая Иван Грозный «отвернулся от Бога», у Лунгина же — принял Бога в единственной его ипостаси — карающей. Диким, разрушительным инстинктам толпы Грозный в «Царе» (как всегда, потрясающий в своей достоверности Пётр Мамонов) всячески потакает, забывая о той, второй стороне народа русского — вере в Христа и Богородицу. И когда забывает совсем, остаётся в полном одиночестве, горько вопрошая в финале: «Где мой народ?» Единственно чистой, непорочной, не побоюсь этого слова - идеальной предстаёт в «Царе» православная церковь.

Митрополит Филипп Колычев (не менее достоверный и убедительный Олег Янковский), друг детства Ивана Васильевича — это свет любви, убеждённость в истине Слова Божьего, сила духа, бесстрашие перед смертью, ибо душа бессмертна. Лучшие человеческие качества показывают и монахи, сжигаемые опричниками в деревянной церкви (старую Москву снимали в Суздале).

Без народа и церкви власть — ничто и звать её никак. «Западник» Лунгин лихо отбрасывает демократические «условности» и предлагает нам «очищенную» триаду на уровне аксиомы. Зачем спорить, сравнивать и сопоставлять, если и так всё ясно? И потому, пройдя сквозь ряд жёстких и жестоких «аттракционов» в привычном пряном лунгинском стиле (а они производят впечатление, «шибают» в голову!), мы вынуждены будем или полностью принимать то, что нам предлагают, или полностью отрицать. А это уже как-то совсем по-советски.
Тем не менее, можно гарантировать «Царю» зрительский успех. Красиво, торжественно, временами даже пафосно. Кино «большого стиля», однако.

Категория: Новости | Просмотров: 1158 | Добавил: MIHAS | Теги: Царь. Очищенная триада Павла Лунгин
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Объявления
КУПЛЮ
ПРОДАЮ
КАСТИНГИ
УСЛУГИ
РАБОТА
ПРИГЛАШЕНИЯ НА СЪЕМКИ
Полезные статьи
Видео
Как снимают кино в Голливуде 
Это не то, о чем вы подумали! 
Ляпы в эфире 
Откажись от наркотиков 
Мисс Автоэкзотика 2008 
Паспорт в Голливуд (Учеба+ курсы повышен... 
62 Каннский Кинофестиваль 
Поп-дуэт: Пугачева-Тимошенко 
"Тарас Бульба" бьёт все рекорд... 
"Перекресток" дебютный фильм 
Лента петербургского режиссёра Павла Ме... 
"Лавр"2008. Лучший дебют в неи... 
Вот настоящая студенческая жизнь... 
Про золушку (КВН) 
Про рыбалку 
Чумазик! (обратите внимание кто на задне... 
Гимн в Метро (бабка жжет!!!) 
Эти забавные животные... 
Гимн СССР (Узнайте кто поет-?) 
Вот это Качка-!!!! 
Спокойной ночи малыши 
Искуство бывает разное... 
Во всем виновата Свинья... 
Без слов 
Реклама презервативов (Смотреть со звуко... 
С Новым годом 
Майкл Джексон 
Наша служба... 
Украинский Художник (Слушайте комментари... 
Глаза Востока 
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Грузоперевозки
  • Автомобильный портал
  • Бесплатный конструктор сайтов - uCoz