Утром на пятый день фестиваля мы традиционно посетили
пресс-конференции конкурсных фильмов, показанных накануне: "Сумасшедшей
помощи" и "Я".
Затем побывали на одной из презентаций кинорынка, раз уж он
здесь (материал появится в ближайшее время в разделе "Новости").
Показы двух конкурсных картин пятого дня фестиваля
"Волчок" Василия Сигарева и "Сынок" Ларисы Садиловой прошли
как всегда при полных залах. Фильмы объединены общей проблематикой, в обеих
картинах это взаимоотношения родителей-одиночек и их детей. Однако, заряд у
фильмов прямо противоположный. В работе Сигарева главная героиня - семилетняя
девочка, которая страдает от безразличия к ней матери - женщины, полностью
лишенной материнских чувств. В фильме Садиловой героем является мальчик,
старшеклассник, который испытывает неприязнь к своему отцу, проявляющую
чрезмерную любовь и заботу, и воспитующего его в одиночестве.
"Сынок" сделан по-женски сердечно, с большой
любовью к людям, изображенным на экране. Фильм ожидает зрительская любовь, если
прокатная судьба у него будет удачной. Во-первых, житейская история, показанная
на экране, найдет отклик во многих сердцах. Даже пресс-конференция сегодня
практически превратилась в "женские посиделки", почти каждый
выступавший пожелал поделиться с собравшимися своим опытом воспитания детей или
историей из жизни, а это значит, каждый нашел себя в этой картине. Во-вторых,
роль отца в фильме великолепно сыграл Виктор Сухоруков. Потрясающая работа, и, думаю,
что у него не будет конкурентов на получение приза за лучшую мужскую роль.
В-третьих, в фильме принимали участие непрофессиональные актеры, что добавило
ему подлинности, живых человеческих интонаций, искренности. И, конечно, от
фильма остается теплое впечатление, хотя рассказанная история очень драматична
и не "соплива".
В Фильме "Волчок" роль матери (антипода
сухоруковского героя) сыграла Яна Троянова, жена драматурга Василия Сигарева,
который дебютировал вчера не только на Кинотавре, но и как кинорежиссер вообще.
Фильм тяжелый, мрачный, беспросветный, безнадежный, сыгранный безукоризненно.
Однако, мне показалось, что авторы не сочувствуют своим героям, а лишь спокойно
наблюдают за ними, констатируя, что "а вот еще как бывает". Режиссеру
было интересно снимать кино, но сама история словно записана талантливым
Сигаревым под диктовку высших сил, а сам он не участвует в ней. Яна Троянова
очень выкладывается, пытается продрать зрительское (в частности, мое личное)
бесчувствие, видно, насколько она жила съемками, ей интересно "разоблачать
себя", как она сказала на пресс-конференции. Но чувственно меня не задело.
Не хотелось пожалеть девочку, не хотелось убить эту отвратительную мать. И,
хотя оба фильма мне понравились, но симпатии все-таки на стороне "Сынка",
который может быть и драматургически проще и с точки зрения режиссуры не
идеален, но он меня уколол, влюбил в себя, как зрителя.
Вечером было несколько мероприятий, самое удивительное, вы
не поверите, концерт группы "Ласковый май" на площади, с одновременной
презентацией одноименного фильма Владимира Виноградова. Премьера фильма прошла
сегодня, но мы на нее не пошли из-за нехватки сил и времени.