Каждый новый день "Кинотавра" посвящен отдельной
теме. Сначала нам поведали об особенностях национального менталитета
("Кислород", "Европа-Азия"). Затем вспомнили про
человеческие взаимотношения ("Сказка про темноту",
"Миннесота"). А сегодня разговор зашел о разнообразных формах
безумия.
Первая картина дня - "Сумасшедшая помощь" Бориса
Хлебникова - сразу раставляет акценты. Хотя поначалу кажется, что тебе
показывают телевизионную реконструкцию событий из передачи "Жди меня"
(и это не единственная картина, вызвавшая у меня такие ассоциации).
Приезжает белорус в Москву на подработку, а там его ждет
теплый прием: избили, обобрали, обогрели и даже сперли ботинки. Натянув на ноги
пакеты, мужик прячется в строящемся ларьке, что в подземном переходе, где его и
находит городской сумасшедший. С этого момента трагическое полностью
перемешивается с комическим, и перед нами мелькает ряд смешных и абсурдных
сцен: то эта парочка женщину пострижет, то они пытаются попасть в домик для
уток в пруду.
Все меняется, когда появляется дочка безумца. Она объясняет
гастарбайтеру, что ее папа болен, и за ним нужен присмотр. Но это лишь
усугубляет трагедию, к которой все действие впрочем и стремится.
Фильм хорош тем, что в нем много ярких второстепенных
персонажей. Черневич в роли озабоченного своей карьерой и по-настоящему
безумного мента. Его коллег играют Емшанов и Яценко. Михалкова на редкость
удачно попала в свою роль.
Но нельзя сказать, что "Сумасшедшая помощь" удалась
на все сто. Для манифеста времени он слишком прост. Для развлечения не хватает
эмоций и действия. Хотя ни к сценарию, ни к режиссеру, ни к актерам нет никаких
претензий.
Наверно, причина в том, что от Хлебникова ждут очередное
"Свободное плавание" или "Коктебель". А он пытается
нащупать свою тему...
Безумие - не совсем его стезя, но за юмор и очарование ему
большое спасибо.
Вторая картина - "Я" Игоря Волошина - уже
полностью, можно сказать, погружена в мир безумцев - наркоманов и наркодилеров.
Действие разворачивается в психбольнице, где главный герой,
сыгранный Артуром Смольяниновым, пытается "откосить" от армии. Он
вспоминает свою жизнь, своих друзей, свои поступки, а в конце, как и у Дэнни
Бойла, отправляется в новую жизнь.
Как всегда, у Волошина художник - главное звено. Яркие
костюмы, живописные кадры, потрясающая картинка (особенно в финале, где
демонстрируется "пыль времени"). Но за избыточной формой всего лишь
одна мысль - я выжил, а они нет. Т.е. нам не показывают жизнь, а всего лишь смутное
воспоминание о ней. Да и жизнь ли это вообще. Скорее это бред главного героя.
Реальность перемешалась в выдумкой, и в результате мы уже не
знаем, какие чувства надо нам испытывать...
Более подробно об этих фильмах читайте в будущем - у обоих
прокатная судьба планируется неплохая.