Второй день на «Кинотавре» ознаменовался весьма спорными, но во многом перекликающимися с реалиями нашей жизни фильмами.
Начав с «Кислорода» Ивана Вырыпаева, киносмотр поздно вечером жестко «добил» журналистов новой картиной Ивана Дыховичного «Европа-Азия»,
чье завершение с облегчением дождались самые стойкие. Но были и те, кто
не выдержал этого «зрелища», несмотря на безусловно талантливый текст братьев Пресняковых.
Причина такого восприятия заключается в неправильном подходе к материалу. Абсурд сценария Дыховичный
превратил в повторяющийся раз за разом балаган, чьи темы – водка,
надувательство, секс, местоположение России на карте мира – уже
настолько избиты и растасканы по более талантливым фильмам, что уже
можно было бы поставить на этом жирную точку. Но режиссер рискнул и сам
же увяз в мельтешении лиц и кадров.
Все цитаты из кино и литературы страдают крайней неуместностью и лишены
своего взгляда на материал. Конечно, понятно стремление быть лучше
«балаганного» гения Эмира Кустурицы, но если режиссеру изменяет вкус, то стоило бы передать эту идею кому-нибудь более чуткому и уверенному.
И все-таки не все так плохо.
Есть и удачные моменты. Виталий Хаев вернулся к образу, прославившему его после «Изображая жертву». Порой и Татьяна Лазарева выглядела по-настоящему гениально – жаль только, что мало с ней таких сцен. Нет претензий и к Шнуру, который полностью адаптировал к нашей действительности стиль Горана Бреговича.
Но в остальном… Ей-богу, можно было обойтись и без «Матрицы», и без Собчак, и без «Элвиса» - фальшивого героя Ивана Урганта. Да и сказочные элементы смотрелись на редкость дико.
Как сказал мне коллега после просмотра, «Дыховичному лучше заниматься фестивалем «Завтра» - это у него получается на порядок выше».
«Кислород», открывший конкурсную программу, также следует воспринять, как желание успеть за постоянно меняющимися событиями.
Несмотря на универсальность языка и темы, различные стили и жанры, а
также виды изображения (вместе с игровым использованы анимация,
документальные кадры и видеоарт), фильм неровный и перегруженный (а он
идет всего 70 минут!).
Чувствуется, что режиссеру хотелось рассказать обо всем и сразу, но ему
не хватило ни средств, ни времени. Поэтому сложилось впечатление
мешанины, нелогичности и, как ни странно это звучит, недосказанности. И
каждый, кто посмотрел фильм, не сразу понимает, о чем он.
Но в этом случае как раз все понятно, так как картина начинается с
оглавления, где перечислены десять музыкальных композиций. Т.е. Вырыпаев
переложил на современный лад заповеди Моисея. В каждом треке нам
рассказывается про отдельно взятый грех, но при этом текст перенасыщен
цитатами из других книг Библии и простыми житейскими фразами.
Фильм труден для восприятия не только из-за подачи изображения, но и актерской игры. Филимонов и Грушка читают свой текст речитативом, да еще под музыку таких композиторов, как Гайнуллин. И, в принципе, мы смотрим спектакль двух актеров, что отчасти так и есть. Ведь «Кислород» сначала появился в виде театральной постановки в театре «Практика».
Правда, фильм не настолько мрачный, как может показаться из моего
обзора. Нашлось место и юмору. Например, очень смешная получилась
рекламная пауза про «сушеные грибы из Санкт-Петербурга».
Как вы поняли, я отдаю предпочтение именно Вырыпаеву за его стремление как художника показать мир, который нам, может, и известен, но не под таким углом зрения. Дыховичному же действительно следует сконцентрировать внимание на своем детище – московском фестивале «Завтра».
Первая пресс-конференция фестиваля, посвященная фильму открытия, альманаху «Короткое замыкание» прошла в довольно нервной обстановке. В зале «Под люстрой» за круглым столом отвечали на вопросы продюсер фильма Сабина Еремеева и трое из пяти режиссеров – Хлебников, Буслов и Герман. Нельзя сказать, что журналисты задавали доброжелательные вопросы, часть вопросов нельзя было даже назвать умными: «Какова
сверхзадача?», «Почему ваш фильм, тема которого «любовь», на самом деле
ничего не говорит о любви?» «Неужели современное поколение такое пустое
и им нечего сказать?», «В современном мире утрачено понятие любви,
которая созидает, зачем вы это показываете?», «Почему в вашем фильме
все так безнадежно?» «Считаете ли вы, что ваш фильм достоин быть
фильмом открытия? Все-таки хотелось чего-то помасштабнее». Режиссеры,
поначалу сдержанно пытавшиеся прояснить свои задачи, смысл проекта
(который, конечно, заключается в том, что самые талантливые собрались
вместе и дружно и легко сделали отличный фильм), под конец совсем
рассвирепели. Хлебников констатировал, что «никакого негатива в фильме нет, то, что вы говорите – полная фигня», Герман посоветовал: «Если вы хотите более позитивной вселенной, смотрите канал Бибигон». Сабина Еремеева же вынесла недовольным диагноз: «Если вам не понравился этот альманах, то скорее всего вам не понравится весь Кинотавр».
Хочется сказать, что полностью поддерживаю съемочную группу. Ужасно
неприятно и стыдно, когда так называемые журналисты «кидают предъявы»
не по существу, а режиссерам приходится оправдываться, хотя
оправдываться не в чем.
Тема альманаха – высказывание о любви молодых известных режиссеров,
представителей одного поколения. Так уж получилось, что все фильмы
объединены героями, которые испытывают сильные эмоции, но не могут
выразить их словами. Невозможность высказать любовь, подобрать нужные
слова показывает на преобладание чувств над разумом, а никак не на
отсутствие чувств.
«Кино не может быть с положительным или с отрицательным зарядом. Оно может быть либо кино, либо не кино», - сказал в заключении Алексей Герман.
Один из немногих разумных и интересных вопросов звучал следующим образом: «Отдавали
ли вы себе отчет в том, что ваши фильмы будут сравнивать, и кто-то
окажется лучше, а кто-то хуже? Не боитесь ли вы конкурировать друг с
другом?»
На это вопрос также ответил Алексей Герман: «Разумеется,
в художественном забеге на дальние и ближние дистанции очень важно, кто
победил. Конечно, каждый хотел сделать лучше, чем другие – это правда.
При этом важно то, что удалось сделать такой фильм, в котором каждый
зритель найдет что-то для себя – не в той, так в другой
короткометражке».
15.30.
Алексей Герман убежал
судить конкурс короткометражных фильмов (он – председатель жюри)
страшно расстроенный. Я тоже пошла смотреть короткий метр, кино,
которого нигде, кроме как на фестивалях. не увидишь. Перед конкурсными
картинами показывали фильмы конкурса «Город РР», проводимого «Русским Репортером».
Эти картины молодых режиссеров из провинции, объединенные темой жизни
человека в условиях урбанистической среды. Качество работ соответствует
ВГИКу, было любопытно посмотреть работы из Красноярска, Челябинска.
Конкурсных фильмов сегодня показывали четыре. «Улыбка Будды» бурятского режиссера Баира Дышенова с
кошмарным звуком (картины показывали с DVD, наверное, этим объясняется
плохое качество) – трогательная картина про мальчика, который возжелал
конфету из корзиночки домашнего Будды. «Аргентина. Интервью с мертвым наркодиллером» Михаила Марескина - фильм о том, что быть наркодиллером плохо. «Очную ставку» Игоря Хомского
по рассказу Василя Быкова мы смотрели на ВГИКовском фестивале, он и
тогда произвел впечатление, хотя скорее лента напоминает эпизод
полнометражного фильма о войне. И последняя работа – «Бобо» режиссера Азиза Сатторова, картина о первой любви сборщиков хлопка, снятая в духе Гуки Омаровой (она
как раз является одним из членов жюри короткого метра). Всего в
конкурсе фестиваля 16 короткометражек, которые будут показывать еще два
дня.
17.00.
Состоялся небольшой мастер-класс Александра Прошкина,
который говорил о своем опыте экранизаций, о своих отношениях с
литературой, о том, что иллюстрация прозы – не искусство, а выношенное
дитя. Режиссер рассказал о выборе натуры, о работе с актерами,
насколько работа актера в кино принципиально отличается от работы в
театре. Мастера пришло послушать несколько десятков человек, включая
режиссера Бориса Хлебникова.
Удивительное внутреннее достоинство, ум, тонкое психологическое чутье и
спокойствие Прошкина подкупили аудиторию. К сожалению, поговорить
толком не успели, время беседы с умным человеком всегда бежит быстро.
Но все равно здорово, спасибо "Кинотавру" за возможность взглянуть в
лица людей, чье кино мы хотим смотреть. Новый фильм Александра Прошкина «Чудо» по сценарию Юрия Арабова будет показан в конкурсной программе Московского Международного фестиваля через пару недель.
Вечером прошел показ двух конкурсных фильмов, а совсем поздно открылась "Летняя Эйфория" фильмом "2-Асса-2".
|