Говорят: "Видео - это то, что видят глаза,
а кино - то, что видят ум и сердце." Поэтому если
Вам нужен махровый реализм - снимайте видео с частотой 50 полей
в секунду. Если же Вы хотите выразить отстраненный, мечтательный
взгляд на этот мир - только пленка, вращающаяся со скоростью 25
кадров в секунду, способна передать это.
Кино отличается от видео не только частотой кадров, у них совершенно
разные цвета, гамма (коэфффициент контрастности), диапазон контрастности
и зернистость. Если Вам нужно киношное изображение, зачем вообще
иметь дело с видео? Главная причина, конечно же нужда. Мало денег,
много задумок. Пленка дорогая, весь процесс работы с ней дорогой
и требующий высокого профессионализма на всех этапах работы. Откуда
ж взяться, большим деньгам и высокому профессионализму у начинающих
киноэнтузиастов? Гораздо дешевле снять все на видео, а затем преобразовать
это в другой формат, придав более киношный вид, а может даже перевести
на пленку. Есть некоторые способы, как снимая в DV, DVCAM или HDV,
придать видеокартинке киношный вид, не выходя за рамки своего ограниченного
бюджета.
В первую очередь, киношным должен стать сам подход к съемке. Он
требует от режисеров и операторов большей дисциплины, выдержки и
внимательности. Как учит опытнейший мастер операторского искусства
C.Е.Медынский "оператор должен уметь не снимать".
Киносъемка, в силу дорогой стоимости пленки, всегда воспитывала
в операторе благоговейный подход к каждому кадру. В этом отношении
кино сродни искусству фотографии. Каждый кадр должен быть насыщенным.
И по содержанию, и по композиции, и по цветовому решению. Появление
видеокамер сильно развратило операторов и изрядно занизило их планку.
Относительная дешевизна видеопленки снизила и требовательность к
кадру. Чтобы приблизиться к кино, для начала научитесь снимать так,
как будто у Вас в камере остались последние метры пленки.
Глобальная разница видео- и киносъемки в методах сканирования изображения.
Видеокадр в каждый момент времени всегда неполный и состоит либо
из четных, либо из нечетных полос. Человеческий глаз не успевает
узреть эту половинчатость, для нас картинка сливается в единое целое
видеоизображение. Оно имеет более плавный и реалистичный, нежели
киносъемка, вид, лишая видео всякого налета романтичности, неотмирности,
оставляя за ним прерогативу снимать "мыльные оперы" в
четырех стенах. Каждый кинокадр полный, таким образом движение в
них происходит скачками. Особенно это заметно при съемке видеокамерой
с прогрессивной разверткой 25P.
Один из методов имитации киноизображения с помощью камеры DV -
снимать на медленных выдержках 1/25 - 1/30 сек. Правда, вертикальное
разрешение при этом уменьшится в два раза, если Вы готовы пожертвовать
этим. Либо снимать в нормальном режиме, а при монтаже применить
эффект de-interlacing, имитирующий движение кино. Последний способ
эффективнее и с меньшими потерями в качестве, но потребует значительно
большего рендеринга - времени для обработки, а также повышает требования
к hard'n'soft оснащению студии постпродакшн. Наилучшие возможности
имитации кино дают камеры с прогрессивным сканированием, снимающие
не 50 полей-полукадров, а 25 полных кадров в секунду. Из бюджетных
камер этим славятся Canon
XL2 и Panasonic
AG-DVX100 (обе формат miniDV), JVC
GY-HD100/101 и GY-HD110/111 в формате
HDV.
Серьезное
отличие видео- камер от кино- большая глубина резкости.
Происходит это по той причине, что ПЗС-матрица видеокамер физически
меньше, чем 35-миллиметровая кинорамка, матрица скорее ближе по
размеру к 8-миллиметровому кадру. В результате в фокус видеокамеры
одинаково хорошо попадает практически все, что в кадре, что на переднем,
что на заднем плане. Это значительно ограничивает творческие вохможности
оператора. Меньшая глубина резкости кинокамеры
позволяет оператору с помощью фокусировки направлять внимание зрителя
на те или иные участки кадра, одни акцентировать, другие наоборот
упускать из внимания.
В некоторых случаях можно решить эту проблему видео с помощью умелого
пользования оптикой. Например, сделать небольшой наезд и открыть
отверстие объектива как можно шире. Чем шире открыта диафрагма,
тем мельче глубина резкости. Поступающий при этом в объектив излишек
света можно компенсировать применением нейтральных фильтров. А можно
наоборот, использовать большую глубину резкости видеокамеры как
киноприем и широко применять съемку на глубоком фокусе. Для некоторых
известных кинорежиссеров этот прием стал неотъемлемой чертой их
индивидуального стиля, таких например, как Жан Ренуар, Орсон Уэллес,
Хоу Хсао-Хсьен, Аббас Киаростами.
Другая отличительная черта видеокамер - в них встроено искусственное,
т.е. программное улучшение разрешения изображения. Это достигается
путем увеличения контраста на переходах от светлого к темному (и
наоборот) для того, чтобы границы объектов выглядели более резкими.
Как ни странно, но телезритель чаще считает подобную интерполяцию
более достоверным отражением реальности, нежели кинокартина. Хотя
кинокамера, как и глаз не обрисовывает контуры объектов. На камерах,
имеющих настройку резкости, снизив резкость можно подрегулировать
степень этого искусственного усиления границ, тем самым смягчить
контуры и придать картинке более киношный, а значит более жизненный
вид.
Подобного же эффекта можно добиться, используя художественные фильтры,
типа Promist, Soft, Diffusion. Идеальный набор таких фильтров предлагает
американская фирма Tiffen. Набор так и называется называется Film
Look DV Kit. Он состоит из четырех фильтров:
- Black Diffusion FX 1/2 сглаживает все шероховатости и резкие границы
в кадре
- Warm Black Diffusion FX 1/4 делает то же самое, дополняя теплые
тона
- Black ProMist 1/2 снижает характерную для видеокамер чрезмерную
резкость, высветляет затененные участки, сглаживает яркие участки
изображения и гасит блики
- Soft FX 1 нежно смягчает ненужные в кадре детали.
Фундаментальную
роль в кино, как и в фотоискусстве играет освещение. Кино- и видеосъемка
предъявляют разные требования к освещению. Матрицы видеокамеры реагируют
на свет совершенно иначе, чем кинопленка. У видеокамеры более узкий
динамический дипазон, границы диапазона яркости определены значительно
резче, в то время как кинокамера способна выделять гораздо больше
и плавнее оттенков между белым и черным. Видеосъемка имеет свойство
засвечивать яркие участки и терять детальность в затемненных. Причем,
программное улучшение границ в таком случае только усугубляет дело
- засвеченные места сияют безупречной "электронной" белизной.
Выправить ситуацию до какой-то степени помогает функция "зебра",
имеющаяся во многих камерах класса Prosumer. Установите ее чувствительность
на 100 IRE, несколько полосок "зебры" всегда допустимы
и даже необходимы, только нельзя позволять им разростаться в большие
участки. Если говорить о корректной цветопередаче, абсолютно незаменимо
применение ультрафиолетовых и поляризационных фильтров. Они снижают
воздействие голубого свечения неба, придают картинке чистоту и ясность,
там где без них она была бы дымчатой и тусклой.
Видеоизображение
смотрится невыразительно, если в снимаемой сцене недостаточно контрастных
цветов. В идеале, желательно, чтоб в каждом плане присутствовало
что-нибудь черное и что-нибудь белое (только не слишком белое).
В то же время нельзя перегружать видеокамеру контастностью, ибо
ее диапазон контрастности очень и очень ограничен в сравнении с
кинокамерами. Скажем, негативы 35-миллиметровой кинопленки иногда
достигают коэффициента 1000:1, в то время как в видеокамерах он
обычно ограничен до 32:1. В последние годы в профессиональных камкордерах
ценой ниже $10.000 становится обязательным аттрибутом возможность
гамма-коррекции, что позволяет настраивать камеру на работу с контрастами,
превышающими коэффициент 32:1. Этими свойствами в большей или меньшей
степени обладают камкордеры Canon
XL2, Canon XL H1,
Panasonic AG-DVX100,
Sony HVR-Z1.
Высветить детали в затененных участках кадра помогут наполняющий
свет, а также всевозможные зонты и рефлекторы (отражатели). Рефлекторами
могут послужить, например, лист белого ватмана или белый экран проектора.
Главное чтоб освещение применялось с умом, не просто затопляя светом,
но прорисовывая объекты съемки. Различная интенсивность, направленность
и тональность освещения способны передавать различные настроения,
могут существенно менять как художественное, так и смысловое содержание
кадра. продолжение... .
|