Еще раз о контрастном диапазоне
Никакое искусство не способно передать всю полноту красок и света
Божьего мира. В любом изобразительном искусстве, от живописи и рисования
до видео и фотографии, огромный диапазон яркости реального мира
приходится сужать, ограничивать в рамках холста, фотографии, журнальной
страницы, теле- или кино- экрана. При этом самый черный участок
телевизионного изображения не будет таким черным, как экран выключенного
телевизора. Белый цвет на телевизоре так же далек от реального белого.
Кстати, одно из преимуществ просмотра фильмов в кинотеатре - белый
киноэкран выдает более широкий диапазон яркости.
В кино, видеосъемке, живописи и т.п. все, что ярче имеющегося уровня
яркости, становится белым, стремясь отобразить крайнюю границу белого.
В то же время, все, что темнее имеющегося диапазона, становится
черным. Этот диапазон равен примерно 5-6 делениям диафрагмы (f-stops)
в камкордерах класса PROSUMER (полупрофессиональные), около 7 f-stops
в профессиональных и до 10 f-stops в топ-моделях HDCAM. Контрастный
диапазон негативной кинопленки на порядки выше.
Пленка также имеет линейную реакцию на контрастный диапазон, отличаясь
однако очень долгим и плавным спадом в верхних и нижних границах.
Хотя профессиональная видеокамера не сможет передать всю полноту
контрастного диапазона кинокамеры, ее все же можно настроить, учитывая
вышесказанное так, чтобы хотя бы приблизительно имитрировать поведение
кинопленки.
Очевидный вопрос: почему кинофильм выглядит кинофильмом, даже будучи
переведен в видеоформат? Со всеми контрастными ограничениями онного
формата? Ответ: потому что кинофильм, переходя в суженный диапазон,
с которым имеет дело видеоформат, сохранил свой более широкий контрастный
диапазон в "сжатом" виде. Нечто типа широкоприменяемых
MPEG-сжатий.
И в этом кроется подсказка, как снимать видео похожим на кино:
с помощью грамотного освещения можно уменьшить контрастный диапазон
на важнейших участках изображения, уменьшить разницу между его самыми
светлыми и самыми темными местами. Конечно, это не означает тупо
залить сцену светом со всех сторон. Это означает, что при освещении
видеосъемки контрастный диапазон сцены должен быть значительно уже,
чем если б мы снимали эту сцену на кинопленку. Нужно аккуратно,
слегка подсветить теневые места и ослабить освещение самых ярких
участков сцены.
Большой эффективности в имитации кино можно добиться, используя
цветное освещение. Это сильный художественный прием, позволяющий
выражать основные идеи фильма красками. Яркий пример блестящего
применения этого метода можно увидеть во многих современных фильмах,
где цветное освещение несет огромную смысловую нагрузку. Например
в фильме Стэнли Кубрика "Широко закрытые глаза" (Eyes
Wide Shut) цветное освещение применяется сплошь и рядом. Фиолетовые
и лиловые тона подчеркивают зловещую таинственность и извращенность
масонского ордена:
Изобилует разноцветным освещением фильм "Страх и ненависть
в Лас-Вегасе" (Fear and Loathing in Las Vegas) Терри Гиллиама.
Вспомните эпизоды в казино или в гостиничном номере, пестрящие яркими,
порой ядовитыми красками. Обратите внимание, цветное освещение в
фильме используется не только в интерьерных сценах, но и в наружных
съемках - вспомните сцену репортажа с гонок в пустыне.
Вместе с освещением широко используются различные цветовые фильтры.
Эта пестрая психоделическая гамма передает беспечное наркотическое
восприятие жизни в Америке эпохи flower power (конец
1960-х).
И еще. Для пущего эффекта кино убавьте или вообще отключите функцию
улучшения резкости на Вашей видеокамере, если она позволяет осуществлять
такую настройку. В результате, немудрено, что изображение потеряет
в резкости, станет немного размытым, зато обретет больше детальности,
благодаря чему будет более напоминать кинематографическое. в начало... .
|