3.3 Осветительное оборудование
3.3.1 Осветительное оборудование (свет). Основная
универсальная классификация – по световой температуре различают «белый»
и «желтый» свет. Самые распространенные фирмы, выпускающие
осветительные приборы – «Desisti» (Италия) и «ARRI» (Германия).
Советские «Юпитеры» киевского производства, и прочих динозавров,
некогда обитавших в ареале СНГ, не рассматриваем по эстетическим
причинам.
Одна из характеристик света – световая температура. Измеряется в
Кельвинах. Измерить ее можно специальным прибором – колорметром. Это
все, что вам необходимо знать. Хотя, и этого не надо… и вообще, зачем
вы все это читаете?!!! Спать! Немедленно спать!!!
- Белый» свет
– осветительные приборы, дающие на выходе поток света с температурой
5500 К. Примерно такую же температуру имеет солнечный свет. По названию
ламп, используемых в приборах белого света – и название этих приборов –
HMI. Осветительное оборудование HMI гораздо дороже «желтого» света - от
20 до 1.200 долларов США в смену за один прибор, зависит от мощности… К
каждому прибору прилагается такая коробочка – пускатель. Коробочка
тяжелая, а если вам нужен прибор мощностью киловатт этак на 16 – дело
труба. Весит он около 75 кг…и диаметром с исполнительного директора
видеостудии «САВ-Кинотавр»… Кроме того, белый свет очень чувствителен к
мощности сети и скачкам напряжения. При недостатке мощности белый свет
может просто не запуститься - съемка сорвана, группа рада, вы рыдаете…
При самом незначительном скачке напряжения белый свет может
«вырубиться»… дубль будет испорчен. Кроме того, у белого света иногда
по неизвестным науке причинам, а чаще всего из-за выработанного ресурса
ламп, появляется т.н. фликер-эффект. Говорят: «Прибор фликует» - свет
чуть-чуть подрагивает, как будто внутри маленькие вспышечки через
равные, очень короткие промежутки времени. Лечиться заменой лампы,
пускателя… или бригадира осветителей.
Но белый свет необходим, без него иногда никак. Поэтому слушайте
операторов, они все знают. С операторами вообще надо дружить… если вы
ему нравитесь, он поможет сэкономить кучу денег.
- Желтый» свет
- осветительные приборы, дающие на выходе световой поток света с
температурой 3200 К. Примерно такую же температуру имеет бытовая лампа
накаливания. Именно такие лампы в них и используются. Неприхотливое,
недорогое, практически безотказное осветительное оборудование.
Стоимость одного прибора, в зависимости от мощности от 1 до 50 долларов
США за смену. Желтый неприхотлив к сети, допускает скачки напряжения…
всё, в общем, проще.
Кроме того, свет бывает направленным («линзовые» приборы), и
рассеянным. К маркировке приборов рассеянного света прибавляется
буржуйское слово soft.
В приборе направленного света свет, прежде чем осветить чью либо
гениальную физиономию, проходит через фокусировочную линзу, которая
направляет световые лучи, делая их практически параллельными оси
прибора и друг другу. Рассеянный свет лупит во всю ивановскую, во все
стороны…
Свет – основа кино. Старайтесь не сильно экономить на свете, и это
тут же будет видно на картинке. Свет может творить чудеса – из урода
сделать красавца, и наоборот. Искусство оператора как раз и состоит в
искусстве «писать» светом. Короче, ученье – свет, учитесь, и нафиг вам
это осветительное оборудование надо!!! На практике разберетесь.
3.3.2 GRIP. Грип – происходит от буржуйского слова
«крепёж, крепить». Соответственно, основной смысл – в названии. Кроме
того, исторически сложилась, что люди-грипы также занимаются эффектными
светофильтрами и прочими штуками для эффективной и удобной работы со
светом. Комплект grip-оборудования состоит из:
· Комплекта светофильтров
– различные компенсационные фильтры, позволяющие изменять цветовую
температуру и интенсивность светового потока, эффектных (цветных)
светофильтров, и так называемых «фростов» - специальные фильтры,
рассеивающие световой поток - как если на настольную лампу натянуть
капроновый чулок - световой поток сразу станет гораздо «мягче», а
соответственно станут менее плотными тени.
· Крепежные штативы (систенды),
а также прочий крепежный инвентарь и приспособления – начиная от тейпов
(специальная термостойкая лента-скотч) и прищепок, заканчивая всякими
хитрыми штуками, типа экстендеров, головок и т.д. – список огромен.
Сюда же входят фростовые рамы.
· Приспособления для изменения площади или характера светового потока – флаги (негры), сетки и фросты («снимающие 1, 0,5 или 0,25 диафрагмы»), куки – такие фанерки с дырочками, и т.д.
Короче, если надо что-нибудь приколотить или поломать – это к
постановщикам, а вот если надо прикрепить – то к грипам… Поворчат, но
сделают.
Комплект грипа может стоить от 50 до 150 долларов за смену, в зависимости от количества заказанных наименований.
3.3.3 Обеспечение электроэнергией – очень
ответственный момент. Проще всего – в павильоне, где со светом без
проблем и до 100 - 200 кВт электроэнергии «снимается» легко. Хуже – при
съемке в необорудованном помещении – с бытовой сети редко можно снять
бельше 15-20кВт. На натуре – совсем тяжело, но в этом случае на помощь
приходят братья-генераторы - естественно, небесплатно. Бывают младшие
«братья-генераторы», переносные, мощностью от 5 до 15 кВт, средние
братья-генераторы, мощностью 40-60 кВт – как правило, на базе прицепов.
Старшие братья-генераторы – это автомобиль типа ЗИЛа, в кузове которого
установлен нормальный такой дизель-генератор, уверенно выдающий 100 и
более кВт. Идеальный, но самый дорогой вариант. Аренда обходится почти
в 300 долларов в смену. Плюс оплата соляры, которой старший брат
потребляет немеряно. Важно помнить, что если у вас на площадке много
света HMI, желательно иметь запас по мощности в 5-7 кВт, иначе свет
может просто не запуститься…будет темно и грустно…
4. СВЕТОЧУСТВИТЕЛЬНЫЕ, РАСХОДНЫЕ И ПРОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
4.1.1. Кинопленка. Основной светочувствительный
материал, используемый в производстве кино, музыкальных и рекламных
клипов. Характеризуется высоким качеством изображения. В настоящий
момент конкурентов практически не имеет, хотя HD подбирается к
«пленочному» качеству уже вплотную. Несмотря на бодрые вопли о скорой
«смерти» пленки и начале эры цифры – это вряд ли, еще лет 10 минимум
достойной пленке альтернативы не будет. Основные мировые лидеры в
производстве кинопленки – компании «Кодак» (США, Франция,
Великобритания), и «Фуджи» (Япония). Одно время очень симпатичную
пленочку делала «Agfa» (Германия), но сейчас ее не производят.
Основные характеристики пленки, которые необходимо знать – тип, формат, светочувствительность, сбалансированность по свету.
- Тип пленки - бывает негативная и обращаемая (позитивная), спецпленки для изготовления контратипов и т.д.;
- Формат - наиболее распространенные форматы – 16 и 35 мм (ширина пленки);
- Светочувствительность
– характеризует «восприимчивость» пленки к свету. Чем выше значение
светочувствительности, тем более чувствительная к свету пленка,
соответственно тем меньше света нужно для ее нормального
экспонирования. Измеряется в единицах ISO – 100, 250, 500 ISO;
- Сбалансированность по свету
– пленки могут быть сбалансированы по световой температуре 5500 К или
3200 К. Пленка, сбалансированная по «белому» свету, имеет маркировку
«Т», и воспринимает свет с температурой 5500К как белый, а свет 3200К –
как желтый. Пленка, сбалансированная по «желтому» свету воспринимает
свет 3200К как белый, а свет 5500К – как синий.
В общем все достаточно заморочено, знать это в совершенстве должен
оператор. Какую пленку он Вам скажет покупать – такую и купите. Разница
между характеристиками очень незначительно влияет на стоимость самой
пленки, стоимость обработки и т.д. При организации производства и
расчете сметы важно знать именно это.
Все пленки 35 мм выпускаются в размотках по 305 и 122 метра, что
позволяет запечатлеть на пленке соответственно 10 и 5 минут изображения
при нормальной (24 кадра в секунду) скорости съемки. Пленки 16 мм
выпускаются в размотках 122 метра, что соответствует 10 минутам
изображения.
Ориентировочная стоимость 35 мм негативной кинопленки – около 600
долларов США за размотку 305 метров, 16 мм – около 140 долларов США за
122 метра.
Важно: пленка должна храниться в специальном помещении, с
соблюдением температурного режима, определенной влажности и т.д.,
поэтому покупайте пленку только у официальных дилеров, в
представительствах или в сертифицированных лабораториях. Неправильно
хранящаяся пленка теряет свои характеристики, прежде всего падает
светочувствительность, причем очень заметно.
Еще важно: при работе над большим проектом постарайтесь, чтобы
купленная Вами пленка была «с одной оси», т.е. имела один и тот же
номер эмульсии. Одни и те же типы пленок с разными эмульсиями имеют
разные характеристики.
Не заморачивайтесь! Все это просто для информации, разбираться во
всем этом Вам не надо! Это знает оператор, ассистент по пленке – они
Вам пальчиком тыкнут, вы денег отвалите – и все довольны…! Главное –
помнить, что пленка боится света, ее нельзя сильно нагревать, ронять, и
т.д. И она ответит Вам взаимностью…
4.1.2 Видеокассеты профессионального формата (Betacam SP, SX, Digital, Digital S, DV, DV-Cam и т.д.)
Особо разворачивать тему смысла нет, т.к. уж видеокассеты видели все.
Важно обращать внимание на соответствие выбранного формата видеосъемки
поставленной задаче. К примеру, простенькую свадьбу друга вряд-ли есть
смысл снимать на Digital Betacam, а рекламный ролик – на VHS. Стоимость
видеокассет – от 10 до 50 долларов США, в зависимости от формата.
Кассеты для записи звука – DAT, также продаются везде, стоят от 10 до
50 долларов в зависимости от фирмы и длительности.
Важно: новые видеокассеты перед использованием рекомендуется «проматывать», дабы избежать слипания. Это не редкость!
4.1.3 Фотопленка и расходные фотоматериалы
(Фирма-производитель, тип) – речь идет о пленках профессиональных. То
же, что и кинопленки в основном, есть свои особенности – это абсолютно
не принципиально, расходы небольшие, все всё знают…
В начало...
|