СЦЕНАРНЫЕ РАСХОДЫ 1.1 Сценарий и музыкальная партитура
1.1.1 Сценарные расходы – при расчете учитывать следующие моменты:
- гонорар автора сценария. Обычно определяется путем переговоров исходя
из сложности работы и приблизительного общего бюджета проекта. Гонорар
автора сценария за сценарий рекламного ролика – 100-1000 долларов США,
сценарий полнометражного художественного фильма – до 15.000 долларов
США, но не более 15% от бюджета фильма;
- Скорость написания сценария. В случае, если заказ требует срочного
исполнения можно ожидать требования об увеличении вознаграждения «за
срочность». В случае, если за срочность требуют более 5-10% - послать
сразу. В среднем, для того, чтобы автор сценария предоставил первые
два-три варианта сценария рекламного ролика или музыкального клипа
необходимо 2-4 дня максимум. Если говорят, что это невозможно – не
беда, найдем еще. После утверждения идеи, возможно дать несколько дней,
в зависимости от обстоятельств, на доработку и более детальную
проработку сценария. Целесообразно уже на этом этапе подключение к
работе всей группы авторов проекта;
- «Имя» сценариста. Если заказ на написание сценария получает
известный, с «именем» сценарист, что иногда является условием
заказчика, необходимо быть готовым к логичному, но не всегда
приемлемому, завышению сумм гонорара.
При работе со сценаристом «с именем» быть готовым к сюрпризам – типа
творческого кризиса, «что-то не идет…», и т.д. Пресекать жестко и
сразу. Помнить, что это наемный, подчиненный нам персонал.
1.1.2 Музыкальная партитура – создается, как
правило, для рекламного ролика, аудиоролика, или игрового фильма.
Необходима для понимания общего музыкального сопровождения проекта и
представляет собой «черновик» главной музыкальной темы, звукового
логотипа, и т.д. Стоимость музыкальной партитуры – аванс композитора,
привлеченного для работы над проектом. Гонорар композитора не может
быть больше суммы гонорара автора сценария. В идеале он может равняться
или быть меньше гонорара художника-постановщика.
1.1.3 Прочие расходы – на данном этапе могут
возникнуть расходы, связанные с организацией работы группы авторов
проекта (автор сценария, режиссер, оператор, композитор) – обеспечение
помещения, питания, и т.д. Кроме того – канцелярские товары, оплата
услуг типографий или копировальных центров (в случае большого
«бумажного» объема), а также транспортные расходы. Кроме того,
необходимо аккордом оплатить услуги раскадровщика.
2. ПО ПЕРСОНАЛУ
2.1 Оплата труда актеров
2.1.1 Актеры – исполнители главных ролей – возможны
два варианта оплаты (по договоренности). Первый – оплата труда актера
за съемочный день. Подобную систему можно позволить себе на небольших
проектах – клипы, реклама, либо в случае привлечения к проекту
актеров-звезд, в чьем профессионализме сомневаться не приходится. В
остальных случаях рекомендуется устанавливать аккордную систему оплаты
– актер получает гонорар за весь объем необходимой работы по факту ее
выполнения. Возможен аванс, но не более 50%.
Помнить, что с актерами-звездами иногда бывает масса проблем –
требуют «своего» гримера или костюмера, особое питание, транспорт, и
т.д. Пытаться выполнить большинство, всегда возможен разумный
компромисс. Быть готовым к срыву двух-трех дней по вине актера-звезды –
гарантированно. В то же время, когда нечто с 3-го курса актерского
факультета требует «Evian» и апельсинов – подумайте, так ли уж эта роль
необходима вообще? Режиссеры в этом смысле люди тоже вменяемые, им тоже
проблемы с актерами не нужны.
2.1.2 Актеры, исполнители ролей второго плана – как правило, гонорар за съемочный день, хотя возможен и «аккорд» - по договоренности. Особых проблем не возникает.
2.1.3 Оплата массовки – непрофессиональные актеры
(как правило), либо студенты первого-второго курсов творческих ВУЗов
(если необходима костюмированная массовка, например при съемке
исторических сложнокостюмированных проектов). Средняя оплата – от 50 до
500 рублей в день.
Быдло окопное!!! Гонять нещадно! При попытке неповиновения – интеллигентно бить лицо, или гнать сразу!!!
2.2 Творческий и технический персонал
2.2.1 Режиссер-постановщик – автор произведения,
ключевой «игрок» любого визуального проекта. Только гонорарная система
оплаты. В случае, если режиссер неизвестен, и мы работаем с ним впервые
– оплата только по факту сдачи работы заказчику. В остальных случаях
возможен аванс до начала работы, но не более 30%. Остальная часть
гонорара – после сдачи работы заказчику. Гонорар режиссера на рекламном
ролике, музыкальном клипе, как правило составляет сумму от 500 – до
2.500 долларов США. Гонорар режиссера на игровом полнометражном проекте
– до 25-40.000 долларов США (возможно и больше). Общемировая практика
работы с режиссерами на полнометражных игровых проектах – «гонорар + %
от проката», в России практически «не работает» по причине отсутствия
национального проката вообще.
Помнить, что режиссер – подотчетен Вам, и от него также, как и от
любого члена съемочной группы необходимо жестко требовать соблюдения
сроков и графиков производства. Если Вам сядут на шею – скинуть
практически невозможно. Нельзя попадать в зависимость от режиссера. И
всегда помнить, что режиссера можно заменить ДО начала съемок. В
дальнейшем – только в ущерб качеству продукта. Никогда не начинайте
съемки, если Вы не уверены в том, что сделает режиссер. Один из двух
людей, которым можно курить в павильоне. Ему можно даже, страшно
сказать, выпить!!! Если идет во благо…
2.2.2 Оператор-постановщик – автор произведения -
человек, которому режиссер МЕШАЕТ СНИМАТЬ КИНО!!! - один из ключевых
«игроков» любого проекта. Как правило, появляется «в паре» с
режиссером-постановщиком. Уровень оператора определяется просмотром
демо-кассеты, и как правило, уровень соответствует увиденному, поэтому
в случае с оператором практикуется следующая система оплаты. 30-40% от
гонорара – аванс в день начала работ оператора над проектом (не путать
с днем съемки, имеется в виду этап режиссерской разработки!), остальное
– после отсмотра рабочего материала и приемкой его режиссером. На
рекламе или музыкальном клипе гонорар оператора составляет 400 – 2.000
долларов США. Гонорар оператора, для простоты вычислений, можно
рассчитывать, отнимая 25-30% от гонорара режиссера-постановщика.
Полученная сумма – предмет для торга. Как правило, оператор, называя на
первых переговорах сумму своего гонорара, уже готов «подвинуться»
процентов на 10 минимум. Исключение – операторы с именем: Илья Демин,
Максим Осадчий и т.д.
Как правило – наиболее спокойные и бесконфликтные члены съемочной
группы. Помнить, что любой оператор хочет на площадку «весь свет,
который есть, и еще два прибора, которых еще не изобрели…», поэтому
необходимо разумно ограничивать технические запросы, естественно, не во
вред проекту. Коней на переправе не меняют – это про
оператора-постановщика. Смена оператора во время проекта невозможна,
т.к. у каждого – свой «почерк». Один и тот же кадр два оператора снимут
по-разному . Второй человек, которому можно курить в павильоне. И еще –
он может спорить с режиссером, поэтому ежели вам нужно протолкнуть
какую-либо идею – поделитесь ей с оператором, он сделает это быстрее и
эффективнее вас. Операторы «старой школы», как правило, люди пьющие, но
не на площадке – это исключено, а дома. Посему – давайте им достаточно
времени на отдых.
2.2.3 Художник-постановщик – автор произведения,
один из ключевых игроков любого проекта. Может быть «протеже»
режиссера, может наниматься отдельно. Гонорар определяется в ходе
переговоров, исходя из уровня предыдущих работ, сложности работы
предстоящей и т.д. Для удобства – гонорар художника-постановщика, как
правило, на 25-30% меньше гонорара оператора-постановщика. Возможен
аванс до начала работ – не более 30-40 %, остальное – либо после
отсмотра рабочего материала, либо после сдачи работы заказчику.
Возможны варианты: после сдачи декорации выплачивается еще какая-то
часть гонорара, и т.д.
Наиболее нестабильно работающий автор фильма. Важно жестко
установить и неукоснительно отслеживать график работы по строительству
декораций, т.к. все это время платится аренда. Попадание по срокам
может быть весьма болезненным. В основном – без проблем. Помните, что
строить декорацию, также как и писать музыку можно годами.
Строительство декорации – это не действие, это состояние. Его нельзя
закончить, его можно только прекратить! Помните также, что художник в
кино и художник в рекламе – две абсолютно разных специальности. Если
рекламного художника взять на полный метр – получите 1,5 часовой
рекламный ролик.
2.2.4 Композитор – автор произведения. В идеале
композитор подключается к работе, особенно при создании полнометражных
фильмов, с первого дня работы группы авторов фильма. Создание
музыкальной партитуры – основной музыкальной темы фильма, требуется от
композитора уже на этом этапе. При работе над рекламными роликами
–композитор выполняет работу по звуковому, музыкальному и шумовому
оформлению ролика. Гонорар композитора на 10-15% ниже, чем у
художника-постановщика (очень условно, бывает, что художник «молодой»,
а композитор – с именем, тогда его гонорар может существенно превышать
гонорар художника, но не может быть больше гонорара оператора).
Главная засада – сроки. НЕ БЫВАЕТ, что работа композитора сдается в
срок. Поэтому – всегда 3-7 дней временного люфта необходимо иметь.
Композитор –наиболее яркий представитель творцов – так называемых
«тварюг», поэтому логические рассказы о том, что у вас время жмет,
заказчик волком воет и т.д., им не воспринимаются вообще. Будете бить
рублем –останетесь без музыки. Будете орать ежедневно – уйдет в
депрессию… Так что только ласка и нежность могут сделать композитора
способным к дрессировке!
2.2.5 Второй режиссер – «начальник штаба»
режиссера-постановщика. Появляется на очень организационно сложном
рекламном ролике или музыкальном клипе, а также на полнометражных
игровых проектах. Начинает и заканчивает работу практически
одновременно с режиссером. От его работы зависит очень много, и в
первую очередь – выполнение съемочного плана-графика. Второй режиссер
составляет календарно-постановочный план съемок, контролирует работу
всей творческой группы фильма. Находится в 100%-ном подчинении
режиссера-постановщика. Гонорар, как правило зарплата в месяц
(500-2.500 долларов США), на коротких проектах – гонорар, «аккорд».
Если вся съемочная группа НЕНАВИДИТ второго режиссера, значит все в
полном порядке, и, скорее всего, провалов по срокам не предвидится.
Второй – цербер, гоняющий всех. Хороший второй – большая редкость. Если
удалось такого найти, постарайтесь обязательно договориться с ним по
деньгам. Второй уровня Марины Малюковой, Ольги Колымовой – вообще
уникумы, но и стоят соответственно. Но иногда даже вам захочется ее
убить!
2.2.6 Ассистент режиссера (помреж) – «правая рука»
второго режиссера. Помимо «подай-принеси», осуществляет заполнение в
процессе съемок монтажных листов, жизненно необходимых на игровых
полнометражных фильмах при работе с пленкой. Человек с хлопушкой.
Обеспечение всего необходимого режиссеру, начиная от канцелярии и
личного стула, заканчивая чаем-кофе. Как правило – появляется либо в
паре с режиссером, либо в паре с вторым режиссером. Оплата в месяц –
300-700 долларов США.
«С мелом к товарищам в ноги!» - ее девиз, т.к. помрежка чаще всего
женщина, и делать метки для актеров тоже ее обязанность. Помреж –
ступень перед вторым режиссером, поэтому их функции иногда
пересекаются. От нее зависит настроение режиссера, что важно, и климат
на площадке в целом, что очень важно. Не обижайте помрежек – они
хорошие, им и так достается больше всех!
2.2.7 Второй оператор – как правило, приходит в
паре с оператором-постановшиком. В обязанности входит работа со светом,
отвечает за выбор правильного режима экспонирования пленки. Необходим
на всех без исключения проектах, снимаемых на кинопленку, либо на
сложнопостановочных видеопроектах. Подчиняется оператору-постановщику.
Обычно, но не всегда, может выполнять также обязанности оператора
второй камеры или ассистента на фокусе. На игровых полнометражных
проектах устанавливается зарплата в месяц – 1.200 – 2.000 долларов США,
на роликах и клипах – 200 – 350 долларов США в день. Переработки не
платятся.
Второй – человек, от которого зависит правильность экспонирования
пленки, поэтому общается на площадке с ним только оператор, и, как
правило, на него никто никогда не кричит. В основном – вменяемые люди,
будущие операторы-постановщики (хотя, далеко не всегда!), поэтому
имейте их в виду, не теряйте контакта.
2.2.8 Cameraman, оператор второй камеры. На западе
это нормальная схема работы, в России – бывает, но редко, когда
оператор-постановщик не сидит сам за камерой, а наблюдает съемки через
режиссерский монитор, осуществляя руководство процессом. Подобная схема
работы особенно оправдана при съемках на HD, т.к. в монитор оператор
имеет возможность наблюдать реальную «картинку». В подобных случаях
нанимается так называемый cameraman (человек, непосредственно сидящий
за камерой). Оплата – договорная, но не больше 2-го оператора. В случае
проведения многокамерной съемки возможно привлечение оператора второй
камеры в случае, если эту функцию не берет на себя второй оператор.
Оплата оператора второй камеры – ставка в месяц, в случае если
многокамерная съемка осуществляется в течении всего процесса, ставка в
день – если вторая камера появляется только на несколько дней.
Cameraman придет на площадку вместе с оператором-постановщиком.
Часто им становится второй оператор. Если вы не знаете, где взять
оператора на вторую камеру – спросите оператора-постановщика, он
позовет своего приятеля – у него их миллион, и так, с шутками и
прибаутками, проблема будет решена…причем, за минимальные деньги.
2.2.9 Ассистент оператора по фокусу – отвечает за
перевод фокуса во время съемок. Подчиняется оператору-постановщику.
Оплата на игровых проектах - ставка в месяц 600 – 1.500 долларов США,
на рекламе и клипах – 100 – 250 долларов США.
Профессиональная шутка: «Фокус перевести – не фокус, фокус за это деньги получить!»
2.2.10 Ассистент оператора по пленке – как правило,
привлекается только на большие полнометражные проекты, на рекламе и
клипах его обязанности выполняет либо второй оператор, либо ассистент
по фокусу. Подчиняется второму оператору. Обязанности – контроль за
расходованием пленки, учет остатков, отслеживание наличия пленки на
площадке, связь с лабораторией, зарядка и разрядка кассет. Оплата –
ставка в месяц, до 600 долларов США.
Среди них попадаются уникальные люди, которые работали еще с
вышеупомянутыми Братьями Люмьер, Герасимовым и Эйзенштейном! Много чего
интересного могут порассказать…А попадаются абсолютно неуникальные
студенты ВГИКа… рассказать ничего не могут…сделать, как правило,
тоже…но за сигаретами бегают – The Best!
2.2.11 Оператор стедикам (stedicam). Стедикам –
специальное приспособление, гасящее колебания при движении с камерой,
позволяющее бегать, прыгать и т.д. Оператор стедикам – человек,
работающий со стедикамом в случае, если оператор-постановщик
самостоятельно со стедикамом не работает. Подчиняется
оператору-постановщику. Оплата посменная, от 100 до 300 долларов в
день, в зависимости от сложности проекта и опыта работы.
Как правило – физически очень здоровый мужик. Не ссорьтесь – влепит,
мало не покажется! Хотя чаше всего – очень добрые и бесконфликтные
люди. Втиснутый в стедикам похож на колорадского жука, наевшегося до
отвала… Требует двойной порции обеда, т.к. бегать с 40-киллограмовой
камерой – удовольствие нелегкое.
2.2.12 Бригадир осветителей – старший бригады
осветителей, работающий на площадке. Подчиняется второму оператору.
Осуществляет контроль за наличием на площадке осветительного и прочего
необходимого оборудования, осуществляет контроль за работой бригады
осветителей и gripов. Оплата на полнометражных проектах – ставка в
месяц 900 - 1200 долларов США, но не больше 2-го оператора, на рекламе
и роликах – 70-80 долларов в смену (8 или 10 часов, по договоренности),
переработка – 10-15 долларов в час.
Гонять со страшной силой! И главное – следить за трезвостью. Только
заметил, что выпимши – гнать с площадки сразу, т.к. напряжение сети –
380 Вт, как правило. По пьяни - убьется сам, спалит декорацию…Оно вам
надо? Кстати, вы в курсе сколько надо дать в качестве взятки пожарнику
на студии? Нет??! И слава богу. Если бы знали – вообще бы не занимались
этим неблагодарным делом…)
2.2.13 Осветитель – подчиняется бригадиру
осветителей, выполняет указания его и второго оператора. Работает с
осветительными приборами. Оплата как правило, ставка в смену – 45-60
долларов США, переработка – 10-15 долларов США в час. На крупных
проектах возможна ставка в месяц, но сумма не более ставки бригадира
осветителей. Следует помнить, что осветители «старой школы», являясь
весьма опытными работниками, склонны к выпивке в рабочее время.
Проблемы те же, что и с бригадиром. За пьянку – гнать с площадки и бить рублем! Сразу и нещадно!!! При повторе –гнать с проекта!
2.2.14 Обслуживание GRIP, в разговоре – «грипы», то же, что осветители, только работающие с GRIP- оборудованием. Подчиняются второму оператору.
Как правило – молодые, энергичные. Проблемы возникают редко. Очень много едят!
2.2.15 Супертехники (операторский кран, dolly, и т.д.)
– технический персонал, обслуживающий операторскую технику. В
зависимости от количества и типа операторской техники определяется
количество супертехников. С краном, как правило, работают три человека,
с тележкой – двое, и т.д. Оплата – идентична осветителям.
Всегда уточняйте у оператора, с кем именно из супертехников он хотел
бы работать,и, по возможности, реализовывайте эти пожелания. Особенно,
если речь идет об обслуживании кран-стрелки. Катать тележку – тоже
исскуство. Причем непростое. А управление краном – тем более.
2.2.16 Художник-декоратор – «правая рука»
художника-постановщика, отвечающий за воплощение в материале идей
художника-постановщика. Руководит работой постановщиков, маляров,
бутафоров и прочего постоянного и разового персонала. Отвечает за сроки
изготовления декорации. Оплата – ставка, размер ставки не должен
превышать ставку второго оператора.
Молодые, как правило считающие себя гораздо круче художников-постановщиков люди. Без особых проблем.
2.2.17 Постановщики – разнорабочие-универсалы,
умеющие все. Подчиняются художнику-декоратору. Непосредственно руками
воплощают задуманное художником-постановщиком декорационно-техническое
решение проекта. Оплата на крупных проектах – ставка в месяц, порядка
500-1.100 долларов, на клипах и рекламе – 50-60 долларов в день.
Переработки – по договоренности.
Пьют и много едят. В случае возникновения проблем – пожалуйтесь
художнику-постановщику. Угрозы не взять на следующую работу чаще всего
бывает достаточно…
2.2.18 Художник-гример – осуществляет всю
подготовительную работу и ежедневную работу на площадке по всем видам
грима. В его ведении – грим, макияж, прически и пастиж, пластический
грим любой сложности и т.д. Ставка в месяц до 2.000 долларов США, либо
- на роликах и рекламе – оплата в день 50-150 долларов США, в
зависимости от опыта работы и сложности проекта. Переработки – по
договоренности.
Очень часто – этакая «мама» съемочной группы. Всегда есть чай в
гримерной, шоколадка, печенье, бублики, сухарики, и т.д. Очень ценно с
точки зрения атмосферы на площадке. Следить, чтобы функции «мамы» не
шли во вред прямым обязанностям. А то: «Где вся группа?!!» - а группа в
гримерке, анекдоты травит…
2.2.19 Ассистент гримера – привлекается по мере
необходимости в случае большого объема работ. Оплата – ставка в день,
30-60 долларов США. Как правило, у каждого гримера есть свой ассистент.
2.2.20 Художник по костюмам – осуществляет всю
подготовительную работу и роботу на площадке по пошиву, аренде и
подбору костюмов всех работающих «в кадре» актеров. Оплата – ставка в
месяц до 2.000 долларов США, либо, на роликах и рекламе – 50-150
долларов США в день, включая подготовительный период.
Часто ругается по делу (по поводу костюмов) с режиссером, и чаще всего оказывается прав.
2.2.21 Костюмер – осуществляет помощь в работе
художника по костюмам, следит за сохранностью и состоянием костюмов и
аксессуаров. Оплата – ставка в месяц, или ставка в день 50-100 долларов
США. Переработки – по договоренности.
«Тусуется» вместе гримером, «мама-2»…
2.2.22 Реквизитор – осуществляет подбор, покупку
или аренду необходимого игрового реквизита, в соответствии с
режиссерским сценарием. Следит за своевременной доставкой реквизита на
площадку. Отвечает за его состояние и сохранность. Оплата – ставка в
месяц, или ставка в день 50-100 долларов США. Переработки – по
договоренности.
Если сумеете объяснить ему, что «…эту булавку мы покупать не будем,
а принесем из дома», и он не станет вашим врагом на всю жизнь – все в
норме.
2.2.23 Бутафор – специалист по изготовлению
бутафории. В основном, работает на подготовительном этапе, реже
требуется его присутствие на съемках. Оплата – по договоренности.
Одна из самых загадочных профессий. Вы знаете, как из старой шубы,
строительной пены, газет и двух пуговиц сделать натуральную бычью
голову? Нет?! Я тоже… поэтому торгуйтесь, но не сильно. Работа бутафора
– дорогое удовольствие, но результат…!!!
2.2.24 Фотограф – выполняет на подготовительном
этапе технические съемки, необходимые режиссеру, оператору и художнику,
съемки актерского кастинга, съемки для дальнейшего изготовления
PR-продуктов проекта, архивные съемки. Оплата по договоренности, чаще
всего – гонорар.
Объясните фотографу, что снимать после команды «Мотор!» со вспышкой
как-то нехорошо, можно типа от оператора схлопотать не по-детски…
Естественно, это не относится к профессиональным «киношным» фотографам.
Постарайтесь заполучить именно такого.
2.2.25 Пиротехники – обеспечивают необходимые для
съемки пиротехнические эффекты, начиная от простейших – различные виды
дыма, открытый огонь и т.д., заканчивая сложными пиротехническими
эффектами – «закладки», имитирующие попадания от пуль, взрывы и т.д.
Работают в тесном контакте с постановщиками трюков. Оплата – ставка в
месяц, либо ставка в день. Как правило, ставка в день не выше 60-100
долларов США, переработка – 15%.
Важно: работать только с профессиональными, опытными пиротехниками!
Все без исключения - страшные люди, требующие досконального и
постоянного контроля. В противном случае – умри все живое… Желание
чего-нибудь рвануть, да так, чтобы в пыль – в крови, и никакие
логические доводы не действуют! Тотальный контроль!!!
P.S. Пиротехники Ялтинской киностудии – умри все живое в любом случае…спасения нет.
2.2.26 Звукорежиссер – обеспечивает звуковое
оформление продукта в строгом соответствии с режиссерской концепцией.
Ответственен за все, связанное со звуком – первичную запись звука на
площадке, шумовое оформление, дубляж, работу с библиотекой шумов,
перезапись в необходимом формате звука и т.д. Оплата – гонорар, до
5.000 – 7.000 долларов США за полный метр. На рекламе и клипах, как
правило, отсутствует.
Любой звукорежиссер, также как и звукооператор – вещь в себе.
Абсолютно тихие и незаметные люди, делающие большую работу. Запись
звука на площадке требует дисциплины всей съемочной группы – абсолютной
тишины после команды «Мотор!», поэтому обеспечьте ему тишину – и все,
он счастлив! Ест немного, практически никогда не пьет… и еще может дать
ПОСЛУШАТЬ ТИШИНУ!..
2.2.27 Звукооператор – человек, непосредственно
занимающийся первичной записью «живого» звука на площадке. Оплачивается
– ставка в месяц на полном метре – 50-70% ставки второго оператора. На
клипах и рекламе нужен редко.
Если во время съемки вы услышали дикий вопль оператора: «Стоп!(…
нецензурно…)!!! Микрофон в кадре!!!» - знайте, «виноват» он,
звукооператор, или его ассистент, работающий с микрофоном-удочкой.
Такое бывает, и никуда от этого не деться…но, к чести этих людей,
бывает редко! Почти не пьет.
2.2.28 Ассистент звукооператора – помогает
звукооператору работать с звукозаписывающей аппаратурой. Ставка в месяц
– не более 400 долларов США, на клипах и рекламе не нужен.
2.3. Прочий технический и вспомогательный персонал
2.3.1 Водители – чем занимаются – понятно. Бывают
водители на своих автомобилях, бывают нанятые на автомобили группы.
Кроме того, машины спецтехники (Light-vagen, Camer-vagen) и т.д., также
имеют водителей, которые помимо прямых функций, выполняют еще и функции
людей, обслуживающих эту технику. Оплата – договорная. Если у Вас
актеры-звезды, будьте готовы, что «звезде» нужна машина для доставки
его звездной тушки на площадку, и отвоза ее домой. Кроме того, если
помнить, кто тут главный – неплохо было бы отвозить и привозить
режиссера, и, иногда – оператора.
2.3.2 Рабочие на «аккордные» работы – в основном
необходимы на этапе начала строительства декораций для
погрузки-разгрузки, переноски, подъема тяжестей и т.д. В командировке –
нанимаются из местных. Оплата – договорная (от бутылки, до небольшой
суммы денег).
Следить в шесть глаз!!! Чтоб не сперли, не напились, не уронили, еще
раз чтоб не сперли, не напились и т.д. По возможности – свести до
минимума их использование вообще! Категорически не использовать на
разгрузке аппаратуры!!!
2.3.3. Прочий персонал (рабочие, уборщицы, и т.д.)
– вроде, тут все понятно. Оплата договорная. Если позволяет бюджет –
возьмите буфетчицу, которая будет наливать чай-кофе и делать
бутерброды. Этим вы убережете себя от огромного количества пластиковых
стаканчиков по всей площадке, и от ситуации, когда «кого-то нет,
потому, что он убежал за водой»… в конце концов, это тоже вопрос
уважения к съемочной группе.
3. СЪЕМОЧНАЯ И ОПЕРАТОРСКАЯ ТЕХНИКА, ОСВЕТИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
3.1 Съемочная техника
3.1.1. Кинокамера (комплект) – аренда комплекта
киносъемочной аппаратуры может стоить от 200 долларов в смену за
Arriflex III, до 900 долларов в смену за Arriflex 535 BL.
Комплект кинокамеры состоит из:
- Кинокамера
– Arriflex от III до 535 BL (Германия), реже – Panavision (США).
Российские шедевры типа «Кинор», «Союз», и т.д. в настоящий момент
практически не используются;
- Комплект оптики (как правило – 7-10 дискретных объективов, 1-3 объектива с переменным фокусным расстоянием, т.н. Zoom);
- Голова штативная – Cartoni, Sahtler;
- Ноги – большие, средние и малые («лягушка»);
- Компендиум
– приспособление, крепящееся спереди на объектив, предназначенное для
защиты передней линзы объектива от световых лучей-«паразитов», а также
для крепления эффектных и корректирующих фильтров;
- Follow-focus (фолл-фокус) – приспособление для плавного и удобного управления фокусом.
- Электроприводы трансфокатора, фолл-фокуса.
- Рапидная приставка (для камер, не оснащенных функцией изменения скорости съемки), позволяющая «разгонять» камеру до необходимых скоростей.
- Блок питания – аккумуляторы и зарядное устройство.
- Видеоконтроль + playback – для контроля за съемками и параллельной записи снимаемого на VHS
- Экспонометрическое оборудование
– Flash-meter и Spot-meter – инструменты второго оператора,
предназначенные для замера освещенности и яркости соответственно.
Желательно – Color-meter – прибор для измерения цветовой температуры и
определения необходимых корректирующих фильтров.
Вообще комплект кинокамеры может быть гораздо больше – это основа,
необходимый минимум. С камерой приезжает специально обученный человек,
который несет за нее полную ответственность, обслуживает ее во время
съемок, только он может переносить камеру, устанавливать, собирать и
разбирать ее. Всем остальным, кроме оператора, второго и «фокусника»,
да и то, только во время съемки, к камере прикасаться запрещено. От
механика в большой степени зависит стабильность и надежность работы
кинокамеры. Практически каждая камера «закреплена» за конкретным
механиком.
Механики – спокойные, молчаливые, иногда пьющие не на работе люди.
Для доставки камеры необходим транспорт, при съемках на натуре или в
командировке – спецтранспорт – «камерваген», оборудованный специально
для транспортировки и обслуживания камеры. Погрузку и разгрузку камеры,
а это 5-7 тяжелых жестких кофров, осуществляет лично механик, никого к
ней не подпуская.
3.1.2 Видеокамера (комплект ТЖК)
– аренда профессионального комплекта видеосъемочной аппаратуры в
настоящее время, как правило, обходится в пределах 100-150 долларов США
в смену. Важно точно знать комплект и формат необходимого оборудования.
Комплект видеокамеры состоит из:
- собственно, видеокамера (Camcorder).
Основные производители: «Sony» - все форматы Betacam: SP, SX, Digital,
а также DV CAM и DV; «Ikegami» - Betacam SP, Digital S. Кроме того,
существуют видеокамеры профессионального уровня у «Панасоника» и
«Филлипса», но это скорее экзотика.
- Штатив и штативная головка – бывают совсем легкие (репортажные), и более тяжелые, более удобные для студийных и постановочных съемок;
- Монитор, как правило не более 9-11 дюймов, для контроля за материалом;
- Широкоугольная линза-насадка (конвертер);
- Звукоснимающее оборудование – микрофоны репортерские, петлички и т.д.
- Накамерный свет, питающийся от аккумуляторов камеры, либо от собственных выносных;
- Комплект аккумуляторов и зарядное устройство.
Комментировать особо нечего – все просто, и всем знакомо. Точно
также приезжает человек, точно также за камеру отвечает… Важно очень
точно уточнить у оператора-постановщика конфигурацию и требования к
видеооборудованию для проведения съемок – все аккуратненько записать,
не пытаясь разобраться, и слово в слово передать людям из арендной
компании. Дальше – их забота.
Камеры High Definition (HD) – отдельная тема, как столкнемся – обсудим. Там тоже есть свои плюсы и минусы.
3.2 Операторская и вспомогательная техника
3.2.2. Операторская тележка (комплект) - наиболее
распространенные «Espase» (Италия) и ее модификации, «Гоблин» (Россия)
– модификация одна. Стоимость в смену – от 60 - 70 долларов США за
«Гоблина» (вещь с таким названием не может стоить дороже!), до 100-300
долларов США в смену за «Espace» или «Sirio». Комплект тележки состоит
из собственно тележки в сборе, рельсов, такелажа (стяжки, клинья и
т.д.) и электропривода. Существуют тележки с компьютерным управлением,
супернавороченные – но о них пока не говорим. Важно знать, что если вам
нужно много ездить по поворотам – не берите «Гоблина», он по поворотам
ездит очень плохо (трясется и подпрыгивает). Плавное движение можно
получить только с «Espase». Полный круг из рельсов – диаметр 6 метров,
шесть поворотных секций. Помнить, что на выкладку рельсовых панорам
нужно время, особенно это касается съемки на натуре. Персонал – 2
человека.
Кстати, очень показательно… американцы сделали операторскую тележку,
и назвали ее «Dolly» - красиво… Итальянцы сделали операторские тележки
и назвали их «Sirio» и «Espase» - романтично…В России операторская
тележка называется «Гоблином»… - без комментариев.
3.2.2. Операторский кран – можно грубо разделить на кран-стрелки и краны с посадкой оператора на площадку наверх стрелы.
Кран стрелки бывают самые разнообразные – от 1,5 до 30 метров. Общий
принцип – управление движениями самой стрелы осуществляется вручную,
управление камерой и камерной головкой – дистанционно, с пульта при
помощи приводов. Камерные головки бывают двухпозиционные и
трехпозиционные (по количеству «рабочих» плоскостей). С кран-стрелкой
управляются три человека. Дело долгое, поэтому на погрузку-разгрузку,
на установку-сборку требуется немалое время.
Операторские краны с посадкой оператора, как правило, базируются на
базе операторских тележек («Super Espase», «Cine Gib»), либо, по старой
советской традиции – на тяжелых грузовых автомобилях типа «Урал». Самый
большой из доступных на сегодняшний день кранов – Минский «Суперкран»,
с вылетом стрелы около 30 метров. Попробуйте найти оператора, который
добровольно ТУДА полезет…очень страшно… а ведь еще и снимать надо…
Стоимость аренды кранов и кран-стрелок – от 70 до 1.900 долларов в день, в зависимости от типа, размеров и поставленной задачи.
Очень часто желание режиссера или оператора иметь съемку с крана –
понты, не обусловленные ни творческой, не технической необходимостью.
Требуйте доказательств того, что кран необходим совершенно, причем
доказательств разумных и логичных. «Будет красиво!» - не аргумент, и не
катит совершенно… Встречного вопроса: «А всё остальное как будет?!!
Некрасиво?!!» как правило бывает достаточно…
3.2.2. Стедикам – приспособление для осуществления
съемки «с движения». Одевается непосредственно на
оператора-постановщика, либо на специально подготовленного оператора,
«стедикамщика». Необходимость применения стедикам определяется
оператором-постановщиком и режиссером на этапе подготовительной работы
над проектом. Стоимость аренды стедикам зависит от типа камер, на
который он рассчитан. Аренда стедикама под Betacam обойдется в 75-110
долларов США, стедикам для кинокамеры – от 150 долларов США в смену.
Важно помнить, что стедикам – дефицит, и заказывать его нужно заранее.
Помните, что любой прецедент использования стедикама должен быть
оправдан. Помимо того, что искусством съемки с помощью стедикама
владеют единицы, это все еще и достаточно долго. И дорого. И вообще,
существует масса других способов съемки движения… но съемки с помощью
стедикам все равно – супер!!!
3.2.3. Спецтехника – приспособления, специально
заказываемые, или изготавливаемые для отдельных типов съемки. Стоимость
аренды самая разнообразная – от 50 до 5000 долларов США в смену. Тут
всё – от боксов, позволяющих снимать под водой и бросать кинокамеру с
30-ти метровой высоты (а вы что думали, это одноразовый оператор
прыгает?!!), до приспособлений для съемки с автомобиля, вертолета,
самолета, космического корабля (лишь бы не «Columbia»), и т.д. Короче,
всякие феньки, при виде которых у оператора начинается приступ
безудержной эпилептичной радости, а вы, зная сколько всё это стоит,
рыдаете в 33 струи…
Читать дальше...
|