Всего материалов в каталоге: 32 Показано материалов: 1-10 |
Страницы: 1 2 3 4 » |
Учебное
пособие “Режиссура документального
кино” для студентов американских и
европейских университетов
неоднократно переиздавалось,
последний раз в 1997 году. Автор - Майкл
Рабигер - известный режиссер-документалист,
снявший более тридцати фильмов,
возглавляющий европейскую мастерскую
документального кино во всемирном
объединении киношкол, в настоящее
время - преподаватель Коламбия-колледжа
в Чикаго. В
реферате сохранена последовательность
изложения материала учебника,
раскрывающего основные этапы создания
документальных фильмов от замысла до
готового экранного произведения. |
На этих страницах - информация, которая
поможет Вам овладеть языком экрана.
Ведь снять фильм - значит вступить в
диалог с аудиторией. Зритель
воспринимает Вашу работу не как
философскую теорию - умом, а как музыку -
чувствами. Каждый
язык имеет свою грамматику, свои
условности. Кино существует всего
столетие, но уже через двадцать лет
после своего рождения оно стало
искусством, имеющим язык, который мы с
успехом используем и сегодня. Язык
фильма - комплекс условий, которые
позволяют рассказать о чем-либо с
помощью образов, действий, звуков и
слов. Этот язык обязан своим
существованием общности законов
восприятия и логики для всех искусств.
Художественные решения опираются на
инстинкт восприятия, общий для всех. |
Есть
одно очень важное правило: никогда не
следует снимать то, что Вы не
собирались снимать изначально. Многие
люди хотят, чтобы их сняли, не делайте
этого, чтобы потом их не расстраивать.
Не снимайте кого-либо из важных людей,
только чтобы доставить им удовольствие
- такая дипломатия стоит денег и
времени и должна быть отвергнута. Другое
правило: никогда не обещайте показать
отснятое Вашим героям, если есть хотя
бы небольшая вероятность того, что в
результате давления на Вас будут
внесены в фильм изменения, с которыми
Вы не согласны. Люди
могут испугаться своего изображения на
пленке, так как не представляют ясно,
как выглядят со стороны. Журналист
никогда не показывает свой блокнот. Вы
тоже не должны терять контроля над
материалом. Когда выйдет фильм, общее
восприятие аудитории сгладит
возможное смущение героев. |
Автор
начинает эту главу с рассмотрения
проблем выбора съемочной техники. Кинокамера,
осветительная и звукозаписывающая
аппаратура, технические
приспособления для съемки (штатив,
операторский кран, рельсы и т.п.) - вот
что необходимо иметь режиссеру,
приступающему к съемкам фильма. Особое
внимание М.Рабигер уделяет световому
решению кадра. Автор подчеркивает, что
возможна нежелательная (отрицательная)
реакция героев на дополнительный свет.
Вот почему необходимо дать участникам
съемки время привыкнуть к необычному
освещению. Затем
М.Рабигер переходит к одному из
наиболее важных направлений в работе
режиссера-документалиста - к искусству
брать интервью. |
Возьмите один из своих ранее сделанных
сюжетов - интервью или рассказ о
человеке, занятом каким-то делом, и
снимите фильм, отвечающий на вопрос:
"Как камера влияет на жизнь? "Пройдите
еще раз по всему пути создания фильма,
давая возможность зрителю увидеть
процесс рождения фильма изнутри. Не
пишите комментарий, лучше пригласите
человека, который будет задавать Вам
вопросы, вызывая спонтанную реакцию.
Снятый материал должен иметь
продолжительность пять - восемь минут
вместе с Вашими рассуждениями. |
Эта
часть касается теории документалистики.
Оксфордский словарь определяет теорию
как "гипотезу, которая была
выработана в ходе наблюдений или
экспериментов". Удивительно,
что теоретиками документального кино
зачастую являются профессиональные
лингвисты, философы, а не режиссеры.
Основная задача специалистов в области
теории - анализировать фильмы, которые
уже были сняты. И
режиссеры, и теоретики, и критики
осознают, что в основе документалистики
лежат вопросы, на которые сложно, а может
быть, и невозможно найти ответы: |
Многие
документалисты старшего поколения
добились успеха, не имея за плечами
профессионального образования. Но
времена изменились и образование
становится необходимым этапом карьеры. Если
для Вас профессиональное обучение по
тем или иным причинам невозможно, Вы
можете использовать эту книгу для
самоподготовки, особенно, если у Вас
есть единомышленники. Лучшее
образование - это самообразование,
потому что Вы никогда не забудете
собственных уроков. Школы редко бывают
идеальны, поскольку вынуждены приводить
систему обучения к некому общему
знаменателю, который делает возможным
одновременное обучение студентов
разного уровня способностей. |
Мы можем только сожалеть, что ни одно
солидное отечественное издательство за
последние полвека не посчитало
необходимым выпустить книгу, подобную
той, которую написал известный
американский режиссер и педагог Майкл
Рабигер. Учебник “Режиссура
документального кино” на раз
переиздавался. переведен на несколько
языков. В Европе и Америке его покупают
студенты, работники телеепдения и все.
кто учится делать фильмы и передачи... |
Смонтированный на бумаге фильм - это
черновой набросок вашей концепции
картины. Для того чтобы ваша лента не
состояла сплошь из диалогов, сначала
выберите те эпизоды, в которых
развивается действие. Иными словами, вам
нужно логически выстроить поступки,
которые совершают ваши персонажи.
Составьте список этих сцен и определите
общую структуру, которая их объединяет.
Затем вы можете озвучить
разворачивающиеся события. Если же вы,
напротив, начнете эту работу с монтажных
листов, дело может кончиться собиранием
каламбуров, к которым вы будете
подбирать иллюстративный материал из
отснятой пленки. Такое использование
материала мало похоже на то, как
делается кино... |
После того, как вы два-три раза
просмотрите первый вариант
монтируемого фильма, вам все больше
будет бросаться в глаза, что он состоит
из наваленных глыб материала, между
которыми ужасающим образом отсутствуют
плавные переходы. Сначала может идти
какой-нибудь иллюстративный материал,
затем несколько частей с интервью, потом
смонтированные кадры, затем кусок
чего-то еще и так далее. Сцены идут, как
вереница платформ на параде, каждая
совершенно отдельно от других. Как же
достичь той непринужденной плавности,
которая видна в фильмах, снятых другими?
Вернемся к вопросу о том, как устроено
человеческое восприятие... |
|